Храмы России
http://www.temples.ru/forum/

Суда на Мариинской системе
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=4225
Страница 3 из 5

Автор:  DMITRY [ 05 янв 2012, 01:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Землечерпательная машина Шекснинская I-я с черпаками и рефулером.

[1010] [1721] Изображение

Изображение
И.В.Петрашень "Мариинская система. 1810-1910."
http://elibrary.karelia.ru/

Рефулирование – перекачка земленасосом (рефулёром) разжиженного грунта по трубопроводу.

В прим.:
На снимке самая большая на Шексне землечерпательница "Шекснинская-1" для песчаных и глинистых грунтов. Работала на участке между Череповцом и Рыбинском.
Часовая производительность- 15 куб. саж.
Изготовлена в 1904 году на Путиловском заводе.



Камнечерпательная машина одночерпакового типа Свирская 2-ая.

[1018] Изображение

Изображение
И.В.Петрашень "Мариинская система. 1810-1910."
http://elibrary.karelia.ru/

В прим.:
На снимке одночерпаковая камнечерпательница "Свирская-2" для каменистых грунтов, работала на реке Шексне между Черной Грядой и Череповцом.
Часовая производительность 1,5-2,5 куб. саж.
Изготовлена в Швеции на заводе Мотала в 1893 году.

Автор:  DMITRY [ 06 янв 2012, 12:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Камнечерпательная машина в канале.

[0927]

Изображение

Изображение

Только у одной землечерпательницы деревянный корпус.
На снимке- "Мариинская-4".

Камнечерпательная машина ["Мариинская-4" в Онежском] канале.

В прим.:
Землечерпательная машина "Мариинская-4" куплена Вытегорским Округом П.С. в 1887 году.
Изготовлена у братьев Габер, Лион (Франция).
Часовая производительность- 4,5 куб. саж. песчано-глинистого грунта.


Для сравнения:
Изображение

- "Мариинская- 4" из книги И.Петрашеня.
Изображение

Корпус деревянный, но окна непохожи- фото старое и снято в обратную сторону. Последний раз корпус перестраивался зимой 1903-04 гг.

[0974]- Железный корпус "Мариинской-5".

Изображение

В прим.:
Землечерпательная машина "Мариинская-5" построена в 1908 году на Сормовском заводе. Часовая производительность- 5 куб. саж. песчано-глинистого грунта.

Где сделан снимок 0974- р.Вытегра или Ново-Мариинский канал, надо уточнять.
.....................................................................

Источник: И.В.Петрашень "Мариинская система. 1810-1910."
http://elibrary.karelia.ru/advanced.shtml
.....................................................................

P-s:
Есть еще "Мариинская 2 и 3", которые не работают в Онежском канале. Петер сообщил, что по справочнику Вытег.округа П.С. за 1910 г. у них корпус железный. Только у одной "Четвертой" деревянный.

Автор:  DMITRY [ 06 янв 2012, 16:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Камнечерпательная машина многочерпакового типа Свирская первая.

[0908]

По данным И.В.Петрашеня на Свири одна камнечерпательная машина "Свирская- 1", которая ранее называлась "Сиговец".

Изображение

Изображение

Изображение
фото из книги А.Чистикова "Мариинская водная система" предоставил Петер

В прим.:
Ранее машина называлась "Сиговец". Построена в 1886 г. на Коломенском машиностроительном заводе. Часовая производительность- 2,5 куб. саж. каменистого грунта.
.....................................................................
И.В.Петрашень "Мариинская система. 1810-1910."
http://elibrary.karelia.ru/advanced.shtml

Автор:  DMITRY [ 08 янв 2012, 01:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Камнечерпательная машина №2

[1951]
http://www.veinik.by/foto/1901-2000/1951l.jpg

Изображение

Изображение

Вид камнеподъема на снимке ПГ соответствует описанию И.Петрашеня.
(А про зимний камнеподъем можно прочитать на электр. стр. 230 и 233)
http://elibrary.karelia.ru/advanced.shtml

Изображение
На рисунке из книги камнеподъем устаревшей конструкции.

В прим.:
Камнеподъем служит для очистки фарватера от камней и проверки его глубин с помощью спускной рамы.

Автор:  DMITRY [ 08 янв 2012, 13:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Многоликая БЕЛОЗЕРКА- 2

Изображение

И.В.Петрашень о белозерках:
Изображение
http://elibrary.karelia.ru/

Тоже и в "Обзоре водных путей" изд. 1910 г.
Изображение

Для меня новость, что перегрузка происходила не на Крохинской пристани, а в 2-3 верстах в открытом озере.

Ранее предполагалось:
В каждый временной отрезок белозерками назывались разные типы лодок, а в одно время такие названия были у различных лодок в разных местах этого региона.

Лодки разных типов, которые приходили из Крохино в Рыбинск за товаром назывались там белозерками- по месту откуда они пришли- с Белого озера.
Озерные 2-х мачтовые лодки, в которых груз перевозился по Белому озеру также назывались белозерками. Хотя они и плавали по Белому озеру- название происходило от конструкции судна, эти лодки были однотипны и точно таких нигде больше не было.

Автор:  DMITRY [ 09 янв 2012, 01:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Что случилось с трешкотом?

[0985] [1054]

Петер прислал данные по длине судов из Справочника Вытегорского округа П.С. за 1909 год.

Изображение

Трешкоут от 10 метров. Все остальное длинее.
Барказы не подходят- у Петрашеня 2 служебных барказа и один на Онежском канале снимок 0927  

Изображение
http://elibrary.karelia.ru/

На Системе плавают третники. Может ПГ неправильно записал на слух и на снимке третник?

ПОЛУЛОДОК — несамоходное деревянное речное судно полулодочной постройки. Часто встречается на Мариинской системе. Характерны ложкообразный нос, несколько отогнутый в верхней части назад, корма того же очертания или с транцем. П. бывают или полупалубные с крытыми люками, или беспалубные. Длина полулодки — до 60 м. К той же системе относятся: тихвинки, межеумки, соминки, третники, фонтанки и т. п.
Самойлов К.И. Морской словарь. Военно-морское Изд. НКВМФ СССР, 1941 г.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/6942/%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%A3%D0%9B%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%9A

Не третник и не межеумок, который еще длиннее.

ПГ не сделал ошибки, он записал то название, которое было названо.

Но почему во второй половине 19 веке это были совсем другие суда: "стародавние трешкоты- эти плавающии домики" для перевозки пассажиров?

Время прошло, "плавающие домики" остались только на фото. Пассажирскими перевозками на канале занимаются пароходы.
В 1908 году длина трешкота по официальным данным Вытегорского Округа П.С. с 10-12 метров. Это соответствует длине судов на снимках.
Трешкот указан в данных по перевозке грузов- это грузовое судно. И на снимке грузовое.

ТРЕШКОУТ — небольшое деревянное речное грузовое беспалубное судно длиной около 17 м, грузоподъемностью около 40 т.
Самойлов К.И. Морской словарь. Военно-морское Изд. НКВМФ СССР, 1941 г.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/9416/%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0%A8%D0%9A%D0%9E%D0%A3%D0%A2

На снимках 1909 г.- грузовые ТРЕШКОТЫ.

Изображение

...................................
снимок 0884  
Вероятно, что "Заря"- служебный барказ МПС.
снимок 0884 надо "починить"- не вставить картинку предпросмотра

Автор:  Елена [ 09 янв 2012, 12:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

DMITRY писал(а):
снимок 0884 надо "починить"- не вставить картинку предпросмотра


Исправлено!
[0884]

Автор:  DMITRY [ 25 янв 2012, 00:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Пароход "ШЕКСНА"

[0922]

Петер прислал информацию по "Шексне" из справочной книжке ВОПС, 1910 г. Она будет многим интересна. Можно записать в расширенный комментарий:

На снимке колесный пароход "Шексна" Вытегорского Округа П.С.
Род службы- судоходный надзор.
Длина / наибольшая ширина / осадка при полной нагрузке- 38,4 / 10,5 / 0,91 метра
Число индикаторных сил машины- 142
Система паровой машины- компаунд
Число котлов и род топлива- 1, дрова и нефть
Наибольшая скорость- 14,5 верст в час на тихой воде
Часовая производительность пожарных насосов- 6000 ведер
Буксируемый груз в пудах- ---
Материал корпуса- сталь
Первоначальная стоимость- 34500 руб.
Время и место постройки- 1885 г., Сормовский завод, Н-Новгород

Автор:  Елена [ 25 янв 2012, 17:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

DMITRY писал(а):
Пароход "ШЕКСНА"

[0922]

Петер прислал информацию по "Шексне" из справочной книжке ВОПС, 1910 г. Она будет многим интересна. Можно записать в расширенный комментарий:


Действительно интересно!
Петеру большое спасибо :)
Расширенный комментарий внесен: http://prokudin-gorskiy.ru/explanation.php?ID=2053

Автор:  DMITRY [ 07 фев 2012, 01:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Камнечерпательная машина ["Мариинская-4" в Онежском] канале.

[0927]

Петер пишет: "Что делает камнечерпательница в Онежском канале, где песчаный грунт?"
А это землечерпательница. Все машина типа "Мариинская" были землечерпательными. Так пишет Петрашень, это же указано в справочнике Выт.Окр.П.С. (ВОПС) за 1910 год.

Изображение

На р.Вытегре, Н-Мариинском и Онежском каналах работало 3 землечерпательных машины- "Мариинская -1, -4 , -5". (И.Петрашень)
Справочник ВОПС ограничивает зону работы "Мариинской -1 и -4": Онежский канал - шл. св.Елены на р.Вытегре.
Ранее по деревянному корпусу определено, что на снимке "четвертая".
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15003#p15003

Изображение
http://elibrary.karelia.ru/

Но другой отличительный признак замечен не был.
"Первая" работает в шаланды (вычерпанный грунт туда сгружается), а "Четвертая" работает в колуар (по колуару грунт переносится на берег и шаланды не нужны).

Изображение

Колуар имеется, шаланд нет.
Еще раз подтверждается, что на снимке "Мариинская- 4", только не камне-, а землечерпательная машина.

[Земле]черпательная машина ["Мариинская-4" в Онежском] канале.

Автор:  DMITRY [ 07 фев 2012, 01:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Камнечерпательная машина многочерпакового типа Свирская- I.

[0908]

По И.Петрашеню и снимкам это землечерпательная машина на р.Свирь.

Изображение

Изображение
http://elibrary.karelia.ru/

Но для работы в каменистых грунтах и авторское название можно сохранить.
В примечании машина названа правильно.

Автор:  Елена [ 07 фев 2012, 14:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

DMITRY писал(а):
Камнечерпательная машина ["Мариинская-4" в Онежском] канале.

[0927]


Внесено.

Автор:  DMITRY [ 16 мар 2012, 18:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Трешкот для лошадей

[0985] [1054]

Изображение

Ранее предполагалось, что на снимках грузовые трешкоты.

Трешкоут — небольшое деревянное речное грузовое беспалубное судно длиной около 17 м, грузоподъемностью около 40 т.
Самойлов К.И. Морской словарь. Военно-морское Изд. НКВМФ СССР, 1941 г.
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15036#p15036

Из описания путешествия И.Тюменева по Мвп, "Исторический вестник" за март 1903 года (прислал Петер).

Изображение

Кроме пассажирских были и грузовые трешкоты и, вероятно, не только для перевозки лошадей, а и для дров, сена и тп.
И нет более причин считать авторскую подпись ошибочной.

Записать в прим. 0985:
С большой степенью вероятности на снимке грузовой трешкот.

Автор:  DMITRY [ 17 мар 2012, 20:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Туерная тяга на Шексне

[1017]

Изображение

Изображение
И.Петрашень "Мариин. система 1810-1910 гг"

Ниже Черной Гряды Шексна шире, чем на снимке ПГ.
Изображение из Петрашеня
http://elibrary.karelia.ru/

В прим.:
Туерная тяга на Шексне применялась на участке от Буркова (255 верста от Рыбинска) до устья Белозерского канала и брала на себя до 50% от всего количества судов.
С большой степенью вероятности снимок сделан на участке от устья Белозерского канала до Черной Гряды.

................................................

P-s:
В настоящее время в составе речного флота России имеется всего один туер — дизель-электрический туер-буксир «Енисей».
http://www.e-river.ru/gallery/viewfoto.php?id=2402&group=595

Автор:  DMITRY [ 23 мар 2012, 01:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда на Мариинской системе

Белозерка

Ранее приводились описания и рисунки лодки-белозерки:
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14867#p14867
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14850#p14850

Изображение
К.Случевский "По Северу России",1864. /
О.Золотова, Е.Скупинова "От Мариинки до Волго-Балта. Суда и судоходство.", Вологда 2010.


Петер прислал рисунок белозерки из книги посвященной 250-летию де Воллана "От голандского капитана до российского министра.", СПб Европейский дом 2003.

Изображение

На всех рисунках судно одной конструкции. Это белозерка, которую ПГ не снял по одной причине- не было уже давно таких лодок. Белозерский канал в обход Белого озера оставил лодки-белозерки в прошлом.

На 0985 не лодка-белозерка.

[0985]

Но Белое озеро не пустует- по нему ходят железные баржи бр.Нобель.

[0934]

Страница 3 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/