Храмы России
http://www.temples.ru/forum/

Печи для плова
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=40&t=4196
Страница 1 из 1

Автор:  Елена [ 23 июн 2011, 13:07 ]
Заголовок сообщения:  Печи для плова

В поисках разной информации в сети наткнулась на интересные рассказы о своих путешествиях по Древнему Мерву и не только, жительницы Ташкента Галины Долгой.
Я написала письмо Галине с рассказом о наших исследованиях, у нас завязалась переписка.
Результаты которой я бы хотела показать всем участникам проекта.

Первое, что я ей показала, это:
[0082]

Ответ Галины:
Это место узнал мой муж, хоть, как он говорит, оно изменилось и от крепости остались только оплывшие стены. Это были постройки 19 века. Это недалеко от Байрамали, он стоит в 25 км к востоку от Мары и через него сегодня едут в Мерв.

В одном тексте о Мерве мне попалась такая фраза:
"... и уже затем, посетив хорошо сохранившуюся уединенную загородную мечеть Ходжа-Юсуф XVI века, направиться на запад, к мавзолею Мухаммеда ибн-Зейда и окружающим его небольшим глинобитным постройкам, видимо, более позднего времени, вроде бедных ханак— странноприимных помещений для паломников и дервишей."
http://etnolingvistika.ru/sultan-kala-staryiy-seldzhukskiy-merv.html

То есть, эти самые постройки вокруг стены с порталом, вполне могут оказаться "текинским монастырем"
из списка Хантингтона. ("Текинский монастырь в 8 верст. от Байрам-Али")
http://prokudin-gorskiy.ru/huntington_list.php
Такая версия у нас проскальзывала очень давно, без доказательств, только на основании оценки внешнего вида, насколько я помню.


Кроме того, у нас есть один снимок, о котором почти забыли :), хотя он отмечен как "Предположительно", то есть по сути не идентифицирован.
Я имею ввиду "Печи для плова"
[0155]

Когда я показала Галине этот снимок с вопросом, напоминают ли ей что-нибудь эти сооружения, Галина ответила совершенно однозначно. Привожу ее слова:

Мы называем такие печи очагами. На очаг ставится казан, под ним разжигается огонь. Готовить можно не только плов, а все, что угодно. Очагов много. Это, скорее всего говорит о том, что в этом месте собирается много народа. Мы видели в нашей поездке по Туркмении подобную "кухню" в одном из святых мест, куда приезжают паломники и в большом количестве. Скорее всего, "кухня" на снимке тоже находилась в одном из таких мест. Ведь в районе Мерва погребены многие святые, которым поклонялись и поклоняются до сих пор.
Прослеживается связь с тем снимком, который вы присылали раньше
[имеется ввиду 0082] и этим. Думаю, и тот, и другой сняты в одном месте. На первом много домиков с куполами, там могли жить паломники. Разрушенная часть стены может быть частью древней мечети, и кухня где-то рядом с домиками.
А очаги на фото сделаны из глины, как и дома, из так называемого сырцового кирпича, не обожженного, смесь глины с сухой травой, сформованная и высушенная на солнце. Форма очага такая для большего сохранения тепла, чтобы меньше использовать дров, их ведь в пустыне нет, используют саксаул, а его и топором не разрубить. Так что жар надо беречь, а такая форма как раз это и позволяет.


Далее я нашла в сети вот такое фото, как изменялся во времени очаг для плова:
Изображение

А затем получила еще одно письмо от Галины:

Я не знаю, но уверена ,что две туркменские фотографии связаны. Низкие домики с куполами очень похожи на места для размещения паломников. предполагаю, что в этом месте находились либо медресе (храм), либо мавзолей (сооружение, где покоится прах святого), либо муложатхона (место, где собираются дервиши для молитвы)
...
Здесь же очаги. И много. Много людей, много надо еды. Готовили группами, каждая сама себе. Это не как в столовой. Потому очаг не один большой, а много и небольших.
Я прицепила фото современных очагов у святого места, называемого Газли-ота по имени святого, к которому сегодня приходят туда молиться. Находится это место на северо-западе Туркмении. Это для справки. Вы видите, что очагов много. Они больше тех, что на фото П-Горского, и форма у них несколько иная, но это сути не меняет. Форма, кстати, тоже энергоемкая, для меньшего расхода топлива.
Вообщем, я думаю, что подписи к туркменкским фото вы нашли. И "Текинский монастырь", и "печи для плова" - это одно и то же место. И находится оно в 8-ми км от Байрамали, который как раз стоит на краю комплекса "Древний Мерв".


Фото очагов у святого места Газли-ота:
Изображение

Автор:  Сергей Прохоров [ 23 июн 2011, 14:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Печи для плова

Замечательно, Елена!

Значит, теперь снимок 0155   можно уверенно идентифицировать как печи для плова. Ваше давнее предположение подтвердилось.

Теперь еще узнать бы, где был этот "текинский монастырь"... (То, что снимок 0082   - это не мечеть Юсуфа Хамаданского, - это точно.)

Нельзя ли уточнить у Галины Долгой, где конкретно была эта мечеть и что за стена видна на заднем плане? Она написала, что это место было в Байрамали, на пути в Мерв. Что это - случайная оговорка или действительно речь идет не собственно о территории Мерва, а о его окрестностях? Если мечеть находилась не в самом Мерве, то этим можно объяснить то, что в литературе по Мерву (в том числе и в подробной книге 1894 года) о ней нет никаких данных. Но так ли это?

Автор:  Елена [ 23 июн 2011, 14:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Печи для плова

Спасибо, Сергей!

Я задала этот вопрос Галине, ждем её ответа.

Автор:  Елена [ 24 июн 2011, 13:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Печи для плова

Ответ от Галины:

Место, о котором говорит Галина, находится в районе, отмеченному на плане буквами G и H.

Изображение

Автор:  Владимир Глазунов [ 24 июн 2011, 23:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Печи для плова

http://radikal.ru/F/i062.radikal.ru/1106/f8/fa691f845c83.jpg.html

Автор:  Сергей Прохоров [ 26 июн 2011, 21:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Печи для плова

Елена писал(а):
Ответ от Галины:

Место, о котором говорит Галина, находится в районе, отмеченному на плане буквами G и H.

Изображение

Я именно это и предполагал, о чем несколько раньше написал в частном письме Елене. Нужно искать какие-то старые изображения Байрам-Али. (Хотя, конечно, Галина Долгая тоже может ошибаться...)

Надо сказать, что Слава в сообщении от 26 июня ( http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=19&start=10 ) упорно утверждает, что это мечеть Юсуфа Хамаданского, находит все новые подтверждения - и даже не упоминает мое сообщение от 20 июня ( http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14146#p14146 ), где я показал (используя его же метод), что здание на фотографии снимок 0082   никак не может ею быть. Ладно, может быть, найдем это здание.

Впрочем, в его сообщении от 26 июня ( http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=19&start=10 ) есть вполне здравые, на мой взгляд, мысли относительно других фотографий, о чем я напишу все-таки в теме "Идентификация туркестанских фотографий по списку Хантингтона", где этим мыслям более подходящее место.

Автор:  DMITRY [ 13 мар 2016, 15:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Печи для плова

Печи для плова. Мургабское имение.

[0155]

Рис (шалы) является в Туркестане самым ценным из возделываемых в яровом поле хлебов; из зерна его приготовляется наиболее популярное кушанье Средней Азии – плов (палау).

...........................................................................................................................................

Рисовое поле. Самарканд.

[1786]

У Прокудина-Горского не лучший ракурс для съемки.
Вложение:
r.jpg
r.jpg [ 115.45 KiB | Просмотров: 3997 ]

Полн. опис. нашего Отечества. Туркест. край. 1913.
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_91911/viewer/

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/