Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 19 мар 2024, 09:13

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 648 ]  На страницу Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 44  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 13:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Кстати, давайте попытаемся по видам природы определить месяц съемок. На осень никак не похоже. На снимке "Паханное поле" не видно всходов. Тогда, наверное, июнь. Это совпадает со врменем работы спецкомиссии Бибикова. Насколько я понял из оглавления к книге Нахтигаля, работа этой комиссии была, в число прочего, как-то связана с положением австро-германских военнопленных.

Да, похоже, что так - судя по тому, что глава 3.4 "Доклад Бибикова" находится между главами 3.3 "Условия жизни, ознакомление русского правительства и средних властей, первые мероприятия" и 3.5 "Русские контрольные поскещения" и т.д. А следующий раздел 4 называется "Немецкие репрессивные меры для улучшения положения пленных (с июля до декабря 1916 г.)". Не знаю, о каких мерах идет речь, но, во всяком случае, видно, что это был больной вопрос и что он встал особенно остро именно летом 1916 года.

Кстати, эти мнимые (если это так!) "бараки для военнопленных" возможно,предназначены не для русских властей, а для немецких шпионов - чтобы (если альбом попадет к ним) у них осталось более благоприятное впечатление, чем было бы от подлинных фотографий.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9977 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 13:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
Слава писал(а):
Кстати, давайте попытаемся по видам природы определить месяц съемок. На осень никак не похоже. На снимке "Паханное поле" не видно всходов. Тогда, наверное, июнь. Это совпадает со врменем работы спецкомиссии Бибикова. Насколько я понял из оглавления к книге Нахтигаля, работа этой комиссии была, в число прочего, как-то связана с положением австро-германских военнопленных.

Да, похоже, что так - судя по тому, что глава 3.4 "Доклад Бибикова" находится между главами 3.3 "Условия жизни, ознакомление русского правительства и средних властей, первые мероприятия" и 3.5 "Русские контрольные поскещения" и т.д. А следующий раздел 4 называется "Немецкие репрессивные меры для улучшения положения пленных (с июля до декабря 1916 г.)". Не знаю, о каких мерах идет речь, но, во всяком случае, видно, что это был больной вопрос и что он встал особенно остро именно летом 1916 года.

Кстати, эти мнимые (если это так!) "бараки для военнопленных" возможно,предназначены не для русских властей, а для немецких шпионов - чтобы (если альбом попадет к ним) у них осталось более благоприятное впечатление, чем было бы от подлинных фотографий.



Возможно, мы стоим на пути к разгадке закулисных тайн Мурманского альбома. Хотел бы поправить, что речь идет не о репрессивных мерах, а о "репрессалиях" - в международном праве - принудительные меры политического и экономического порядка, применяемые одни государством в ответ на неправомерные действия другого государства.
В данном случае, прослышав об использовании австро-германских пленных на тяжелых работах по строительству военной магистрали, наши противники обеспокоились и стали поднимать скандал через Красный Крест, мол, нарушаются конвенционные нормы об обращении с военнопленными. Нажаловались и нашим союзникам. Если не ошибаюсь, в работе комиссии Бибикова участвовали и представители от союзников, возможно, и от международных организаций (МКК). Если действительно ПГ ездил на Мурманскую дорогу в какой-то связи с работой комиссии, то его фотографии изначально были предназначены для глаз иностранцев, т.е. тех, кто не имел допуска к военной тайне. Вот здесь то и потребовалась маскировка военных объектов. Меня снова и снова поражает та изощренность, с какой были замухлеваны названия снимков, чтобы отвлечь внимание от того места, где действительно находился лагерь австро-немецких военнопленных. Этого места на карте ПГ поросту нет.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9978 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 13:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Кстати, Сергей, в Вашем переводе есть ещё одна неточность: "Условия жизни, ознакомление русского правительства и средних властей, первые мероприятия"

Странное выражение "средних властей" переводится как "Срединных Держав" - именно так назывался военный союз Германии с Австро-Венгрией. Т.е., планировалось довести через посредников (МКК) содержание доклада и до наших военных противников. По идее, к докладу должен был прилагаться какой-то иллюстративный материал. Ведь одно дела написать: "ваши военнопленные живут хорошо, в теплых просторных бараках", а другое - приложить фотографии этих бараков, снятых (вероятно) в присутствии иностранных представителей - гарантов объективности. Даже если бараки окажутся домами русских поселенцев :) .
Думаю, в Петрограде состоялся какой-то закрытый показ слайдов ПГ для тех, кто был заинтересован в результатах работы комиссии Бибикова, включая иностранцев.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9979 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 13:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Кстати, имя фотографа - автора снимков для немцев могло также служить какой-то гарантией объективности. Ведь Прокудина-Горского хорошо знали в Германии, он там проработал несколько лет, выступал не раз на научных конгрессах и в прессе. Кто, знает, может быть, сам Адольф Мите подкинул германских властям идею ходатайствовать о привлечении Прокудина-Горского к съемкам.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9980 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 13:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Кстати, Сергей, в Вашем переводе есть ещё одна неточность: "Условия жизни, ознакомление русского правительства и средних властей, первые мероприятия"

Странное выражение "средних властей" переводится как "Срединных Держав" - именно так назывался военный союз Германии с Австро-Венгрией. Т.е., планировалось довести через посредников (МКК) содержание доклада и до наших военных противников

Если так, то довольно интересен и заголовок главы 3.6: "Переговоры об инспекционных поездках Срединных Держав". Если действительно рассматривалась возможность допуска на Мурманскую железную дорогу представителей воюющей против нас страны, то тем более нельзя было им показывать ничего лишнего.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9981 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 15:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Я с самого начала подозревал, что должна была быть какая-то особая причина, которая сделала возможной съемку Мурманского альбома. Ведь время для продолжения съемок коллекции достопримечательностей было самое неподходящее, да и объект съемок - тоже. Дорога-времянка, построенная в авральном порядке по "облегченным строительным нормативам", с кривыми рельсами и полностью деревянной инфраструктурой. Типичный пейзаж вокруг - болото и строительный мусор. Трудно поверить, что военному начальству вдруг так захотелось всё это увидеть в цвете. Значит, было нечто иное. "Экспортная" версия мне кажется вполне подходящей. На иностранцев демонстрация цветных слайдов могла произвести определенный эффект.

"Инспекционная" тема дает некоторое новое видение отдельных снимков:
LC-DIG-prokc-20272 "Завод для вяления рыбы"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20272v.jpg
LC-DIG-prokc-20297 "Ферма на станции Медвежья Гора"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20297v.jpg

Не знаю, действительно ли на первом снимке завод для вяления рыбы.
Очень сомневаюсь, что на втором снимке - ферма. Чего там можно было выращивать на медвежьегорских скалах? Какую живность разводить? Во всяком случае, на самом снимке нет ни малейшего намека на сельхозпроизводство.
Я сначала думал, что это - только часть конспирации. Однако теперь склоняюсь к мысли, что сюжеты о рыбзаводе и ферме (невзависимо от их достоверности) содержали посыл для тех, кто беспокоился о судьбе пленных: смотрите, еду делают прямо на месте, никто не голодает.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9985 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 16:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Нашел интересный источник по историческом контексту: http://www.sibmuseum.ru/german/BOOK/plen.htm

Читаем:
"Воюющие державы через посредничество представителей нейтральных государств и миссий Красного Креста пытались облегчить участь своих подданных, оказавшихся в плену. 15 января 1916 г. Степной генерал-губернатор получил из Министерства внутренних дел копию вербальной ноты Американского посольства. В ней говорилось: ”...внимание американского посольства уже ранее было привлечено крайне тяжелым положением германских военнопленных в Сибири, а особенно – гражданских пленных. Беспокойство германского правительства, вызванное полученными сведениями, еще более увеличилось по получении через Стокгольм донесения о сообщении, сделанном по этому вопросу в Думе либеральным думским лидером Милюковым. В донесении сказано следующее: ”Милюков получил письма из Восточной и Северной Сибири, ...в которых описаны ужасные условия жизни сосланных туда германских гражданских пленных... Из Нарыма сообщают, что германцы там задыхаются в тесных лачугах ...тиф, дизентерия, нет врачебной помощи... Так как известно, что Милюков – один из самых резких противников всего немецкого в Думе, то его заявления, очевидно, описывают существующие условия скорее благоприятно, чем наоборот”54 . Германский Департамент Иностранных Дел просил Вашингтонское правительство привлечь внимание царских властей к бедственному положению пленных в Сибири55" .

Таким образом, снимки ПГ могли иметь вполне определенных адресатов.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9986 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 16:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Вот публикация о положении военнопленных при строительстве Мурманской ж.д.:
http://www.zlata-galerie.ru/newsd.aspx?news_id=182


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9989 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 16:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
И ещё одна ужасающая картина Мурманстройки:
http://achronicle.narod.ru/lastbuilding.html


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9991 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 05 окт 2009, 17:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Да, я бы очень удивился, если бы это действительно оказалась Кяппесельга. Разве что ПГ по ошибке поставил правильную подпись :)
Кажется, я нашел разгадку. Но это было не просто. Если я прав, то: 1) этой реки нет на карте; 2) это и не река вовсе.

Не томите, расскажите, что это такое.

И о выемке в окрестностях Петрозаводска тоже. Да и о "Лижме" (никак не пойму, что за штуковина на первом плане, идей никаких нет).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9992 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 11:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
LC-DIG-prokc-20273 "Ж.д. дамба около станции Лижма"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20273v.jpg
LC-DIG-prokc-20274 "Ж.д. дамба около станции Лижма"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20274v.jpg

Итак, как только окончательно подтвердилась конспиративная теория, мне стало ясно, что Лижма не должна быть Лижмой. Стал искать по карте пристани с подъездными путями на соответствующем отрезке пути (учитывая номера негатива). Почти никаких вариантов, но вдруг подошла Кондопога, которую, как я думал, ПГ "проскочил".

Изображение

Стал искать историческую информацию и нашел:
http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=154
"В начале ХХ века в Кондопоге существовала железная дорога от пристани Кондопога до озера Сандал, построенная для нужд Экспедиции Русского музея, занимавшейся добычей мрамора. Имелись вагонетки, о наличии другого подвижного состава нет сведений. В 1908 г. известный инженер М.А. Токарский хотел взять эту дорогу в аренду для перевозки товаров, идущих с пароходов в Тивдию и северную часть Петрозаводского уезда".

Итак, отсюжа на пристани сразу две колеи: широкая (новая) и старая (узкая). Но была и ещё одна подсказка: каменюга на переднем плане у причала при ближайшим рассмотрении оказался куском необработанного мрамора (очевидно, забракованным). Всё сошлось: именно с этой пристани вывозили мрамор для строительства дворцов Петербурга. Да, именно на этой неприметной пристани начиналось мраморное великолепие нашей Северной Столицы!
Осталось найти подтверждение современным снимком и мне это удалось:

Изображение

Современный снимок сделан с более высокой точки.

Вот более общий план, снятый Бог весть откуда:

Изображение

Какое название дать идентифицированным снимкам? Предлагаю такое:
"Пристань около станции Кивач и села Кондопога". Пристань находилась примерно на полпути между ними. А станция Кивач в 1965 г. была переименована в станцию Кондопога.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9997 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 12:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Итак, как только окончательно подтвердилась конспиративная теория, мне стало ясно, что Лижма не должна быть Лижмой. Стал искать по карте пристани с подъездными путями на соответствующем отрезке пути (учитывая номера негатива). Почти никаких вариантов, но вдруг подошла Кондопога, которую, как я думал, ПГ "проскочил".

Современный снимок сделан с более высокой точки.

Вот более общий план, снятый Бог весть откуда:


Здорово!

Только я никак не могу увидеть на более общем плане фрагмент, который Вы вырезали. Везде синие дали, которых нет в фрагменте. И проводов на переднем плане не видно. Поясните, пожалуйста.

И еще просьба. Дайте, пожалуйста, ссылку, откуда взят снимок.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9998 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 12:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Идентификация пристани в Кондопоге стала прорывом: оказалась, что на современной территории этого города и в его ближайших крестностях сделана целая серия снимков.
Прежде всего, это LC-DIG-prokc-20275 "Карьер около станции Каннесемга"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20275v.jpg

На снимке изображен "Карьер Нигозерского месторождения черных глинистых сланцев (шунгита) в 2,5 верстах от станции Кивач". Ныне это окраина Кондопоги.
Об этом я прочел в книге М.М.Филиппова "Шунгитоносные породы Карелии" (Петрозаводск, 2004). С.412. Она есть в формате пдф в Сети.
Номер негатива - 62. На снимке виден характерный для шунгита черный цвет отвала в карьере и окружающей почвы. Шунгит - уникальный минерал, который добывается только в Карелии, используется во многих отраслях народного хозяйства. Разработка карьера велась с 19 века и возобновилась в период строительства Мурманки.

На карте карьер обозначен у правого берега Нигозера за изгибом ж.д. пути:
Изображение

Но это не всё. На снимке карьера мы видим группу характерного вида бараков, у которых скаты крыши заменяют стены.
Именно такой тип барака мы вилем на знаменитом снимке с военноленными LC-DIG-prokc-20279 "Группа военнопленых у барака"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20279v.jpg
номер негатива - 67

Я считаю, что снимок с пленными был сделан именно около станции Кивач, т.е. на окраине современной Кондопоги.
Именно здесь в период строительства Мурманки находился лагерь военнопленных. Почему именно здесь? Дело в том, что после завершения строительства южного участка Мурманки делать военнопленным на мелких станциях типа Кяппесельга, Лижма, Илемсельга, Пергуба было просто нечего. Только у станции Кивач имелась группа производств, ради которых можно было удерживать здесь остродефицитные трудовые ресурсы в период аврального строительства Северного участка.

На одном из сайтов о Кондопоге читаем:
«Петербургский инженер Тимофеев предложил создать подпорную плотину в деревне Сопоха на озере Сандал, а на перешейке Нигозеро - Кондопожская губа построить канал. Дело обещало стать прибыльным. Вскоре были начаты работы по разбивке трассы канала, рубке леса и геологическим изысканиям. Невдалеке вырос рабочий поселок. Строительство железнодорожной ветки на Сопоху и кирпичного завода велось вольнонаёмными крестьянами и военнопленными, направленными сюда в годы Первой мировой войны».
Источник: http://elena-kircanova.narod.ru/str43.html

Вольнонаемные крестьяне жили в бараках получше:
LC-DIG-prokc-20276 "Бараки военнопленных австрийцев у станции Каннесемга"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20276v.jpg

Судя по номеру негатива (63) этот снимок также сделан у станции Кивач.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9999 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 12:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
Слава писал(а):
Итак, как только окончательно подтвердилась конспиративная теория, мне стало ясно, что Лижма не должна быть Лижмой. Стал искать по карте пристани с подъездными путями на соответствующем отрезке пути (учитывая номера негатива). Почти никаких вариантов, но вдруг подошла Кондопога, которую, как я думал, ПГ "проскочил".

Современный снимок сделан с более высокой точки.

Вот более общий план, снятый Бог весть откуда:


Здорово!

Только я никак не могу увидеть на более общем плане фрагмент, который Вы вырезали. Везде синие дали, которых нет в фрагменте. И проводов на переднем плане не видно. Поясните, пожалуйста.

И еще просьба. Дайте, пожалуйста, ссылку, откуда взят снимок.


Разумеется, это два разных снимка, просто сделаны в одном направлении. Оба снимка есть на Панормио, их легко найти, если ввести слово Кондопога латиницей.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10000 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 12:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Если учесть, что лагерь военнопленных находился именно в Кондопоге (у станции Кивач), становится понятно, почему ПГ обошол молчанием именно этот пункт путешествия. Все подписи уводили наше внимание прочь от этого места. Строжайшая конспирация сыграла злую шутку. Только поняв, что лагерь находился у Кондопоги, я осознал, как это ПГ умудрился обойти внимание величайший шедевр северного деревянного зодчества - Успенскую церковь в селе Кондопоге. Эта самая высокая деревянная церковь России (42 м.), ныне памятник федерального значения, посмотреть на который специально едут толпы туристов. Но и до 1917 г. эта церковь не была обделена вниманием. Сфотографировать её - значит "засветить" Кондопогу и станцию Кивач, что, по всей видимости, было строжайше запрещено. Кстати, по этой причине мы не видим в коллекции некоторых других достопримечательностей Мурманки, которые были легко узнаваемы.

Однако вернемся к снимкам.
Как я уже писал, в коллекции есть потерявшийся снимок LC-DIG-prokc-20013 [Man standing beside railroad tracks]
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20013v.jpg

Номер негатива - 58. Это последний номер перед кондопожской серией. Про диабаз в выемке на 46 версте я прочем в вешеупомянутой книге Филиппова. 46 верст - это 50 км. От Петрозаводска до станции Кондопога (Кивач) несколько больше 50 км. Таким образом, это должно быть где-то на подъезде к станции. Смотрю на карту - именно в этом месте ж.д. путь пересекает кряж, т.е. идет через выемку.
Поэтому я полагаю, что правильное название для него "Обнажение миндалевидного диабаза в выемке ж.д. пути на 46 версте от ст. Петрозаводск". Объектом съмки, заинтересовавшим ПГ, была не сама выемка (таких на Мурманке несколько сотен), а её геологическое значение.

Не то, чтобы 100% гарантия точности, но "с высокой степенью вероятности" вполне можно поставить.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10001 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 648 ]  На страницу Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 44  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет