Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 10 дек 2019, 00:27

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 30 мар 2011, 22:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 мар 2008, 21:54
Сообщений: 121
Откуда: N-37-II
[0698]

Хочу вернуться к датировке поездки ПГ на Колву. Насколько я понял, нынешняя датировка основана лишь на авторском названии снимка и неких штабелированных кирпичах по обе стороны от дороги к западу от чердынской Иоанно-Богословской церкви. Карандашная пометка ПГ "Неверно. Что это?" лишь добавляет сомнений. Возможно, она относится именно к названию, т.к. женский монастырь был официально утвержден лишь в 1914 году (однако община образована в 1911-м, а сама идея возродить монастырь озвучена епископом Пермским и Соликамским Палладием во время поездки в Чердынь в 1910-м).

У меня в руках два издания. Первое - набор открыток "Чердынь. Великая Пермь", издательство Маматов, 2007 г. Составление и текст - сотрудников Чердынского краеведческого музея им.Пушкина. В наборе, среди прочего - 5 репродукций фотографий Прокудина-Горского, все подписаны "1910 год". Второе издание - путеводитель "Чердынь", издательство Маматов, 2009 г. Здесь есть фотопортрет Прокудина-Горского, краткая справка и указание "в Чердыни побывал в 1910 г.". Также 1910 год указан на некоторых репродукциях ПГ, имеющихся в чердынских музеях.

Возможно, с более точной датировкой поможет подробная хронология реконструкции Воскресенского собора. В том же путеводителе указано, что "в 1908-1911 гг. храм подвергся перестройке. Тогда же была выстроена новая трехъярусная колокольня с открытой круговой площадкой". На обзорном фото ПГ с чердынской водокачки колокольня уже выглядит законченной и имеет современный вид.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13744 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 25 май 2011, 20:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
В ответ на мое последнее сообщение Слава представил еще одно изображение в Google Earth, и показал соответствующее место на топографической карте (см.: http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=8&start=10).

Меня не убедило ни то, ни другое. Картинка Google Earth довольно обезличенная, я не вижу на ней ничего, что бы бесспорно было похоже на то, что мы видим на фотографиях. А на топографической карте виден только один хребет, а не два расположенные под углом друг к другу.

Я очень хотел бы знать мнение других участников форума.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14027 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 25 май 2011, 22:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2998
Сергей!
Вы уже просили Славу показать на топографической карте точку, направление съемки и две вершины с хребтами.
Трехмерку следует приводить на последнем этапе доказательства, как подтверждение ранее изложенного. В данном случае она неосновной аргумент- нет однозначного сходства.
Как без привязки к карте обсуждать? Привязка же представлена в последнюю очередь и сегодня времени нет на этот снимок.
С четверга-пятницы меня не будет недели полторы.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14029 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 18:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Скажу о крупной ошибке, допущенной Славой в последние дни.

В своем сообщении от 19 мая ( http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=8&start=10 ) он писал о фотографии снимок 0653   , озаглавленной "У подножья Александровской сопки":

Изображение

Процитирую некоторые места из этого сообщения (полный текст можно прочитать по названному адресу).

Цитата:
Цитата:
Состояние идентификации Обработано
Результат идентификации Ошибки не обнаружены

Ещё как обнаружены! В апреле сего года мне стало понятно, что подпись не соответствует содержанию снимка: 1) снято явно не с подножия, а с горы, 2) дымка над горами, а все снимки около Александровской сопки сделаны в ясную погоду, 3) таких пейзажей нет вокруг Александровской сопки.
Тогда же родилась мысль, что должно быть, этот снимок как раз соответствует авторской подписи "В горах у бакальского рудника" (которая как раз в альбоме под снимком, сделанном у подножия Александровской сопки). Да и вид гор похож на район Бакала.
Но далее дело не пошло, никаких зацепок для идентификации не было и вопрос был отложен.
Вчера я ещё раз взглянул на снимок и приметил там на горизонте нашего старого знакомого:

Изображение

Кто угадает? Правильно, хребет Зюраткуль.
В этом ракурсе снять можно только со стороны Бакала. Но потребовался ещё целый час (!) возни с трехмеркой, чтобы, наконец, определить точку съемки:

Далее следуют две картинки, полученные в трехмерке, а потом - окончательный вывод:

Цитата:
Это северный склон г. Иркускан, с (на) которой Прокудин-Горкой сделал целую кучу снимков. Снимок 20653 сделан с дороги, ведущей к Тяжелому руднику.


К сожалению, и Дмитрий поддался влиянию Славы и попытался на основании предложенной им идентификации идентифицировать еще одну фотографию (см. http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=13976#p13976 ).

А между тем идентифиуация Славы неправильна!

Вот снимок, который мне прислал Николай (Палыч):

Изображение

Вот что он пишет о месте съемки:

Цитата:
Высылаю снимок этой местности, снято как раз там где проходила дорога через перевал на Уральском хребте. Как бы всё совпадает, а на заднем плане не Зюраткуль, а Уреньга, она выше Уральского хребта и выше Зюраткуля. вдали пик, это Нургуш, он далеко, его видно только в хорошую погоду.

Сравните хребет на заднем плане обеих фотографий. По-моему, ясно, что это один и тот же хребет. Да и окружение совпадает (хотя ракурс немного другой).

Я на всяеий случай еще раз спросил Палыча о месте съемки и о том, что за поселок виден на фотографии. Вот что он ответил:

Цитата:
Дома - посёлок Уржумка, считается пригородом Златоуста. Позади фотоаппарата станция Уржумка (метров 100-200). Снято на юго-запад. Для снимка пришлось попроситься зайти в огород к местному жителю.

Итак, снимок 0653   сделан в районе Уржумки. Точка съемки выше - но, во всяком случае, не с вершины Александровской сопки, а ближе к ее подножию. Итак, можно с полной уверенностью оставить прежнюю запись в карточке:

"Состояние идентификации Обработано
Результат идентификации Ошибки не обнаружены"



P.S. А как же быть с приведенным Славой изображением хребта, который он принял за Зюраткуль? Ведь там видно полное сходство в деталях - даже большее, чем на фотографии Палыча.

К сожалению, Слава (как это вообще часто у него бывает) не назвал источник этого изображения. Я, разумеется, пытался найти самостоятельно нечто похожее - и не нашел! На всех изображениях хребта Зюраткуль, которые мне удалось найти, есть отличия в деталях от фотографии Прокудина-Горского. Очевидно, в подписи к фотографии, которой воспользовался Слава, произошла какая-то путаница: на фотографии изображен хребет Уреньга, а не Зюраткуль.

Немудрено, что Слава целый час возился с трехмеркой: место-то не то! Интересно, однако, что он все-таки, наконец, "нашел" место съемки.

Этот случай лишний раз доказывает, что нельзя слишком доверять программе Google Earth с ее очень схематичными изображениями.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14034 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 06:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
В дополнение к вчерашнему сообщению покажу некоторые фотографии, найденные мною в интернете.

1. http://www.southural.ru/photos/show_theme.html?theme_id=44 , отсюда попадаем по ссылке на страницу http://www.southural.ru/photos/show_photo.html?photo_id=6489&type=theme&theme_id=44 . Фотография, озаглавленная "Уреньга-вторая вершина":

Изображение

По-моему, ясно, что сняты те же две вершины (вблизи и вдали справа), что на фотографии снимок 0653   , только в несколько другом ракурсе.


2. http://bodybuilder2007.ru/?cat=23&paged=5 . Южная часть Златоуста и хребет Уреньга:

Изображение

Более широкая картина. В центре видны те же горы, что на фотографии снимок 0653   и на фотографии Николая (Палыча). И ракурс примерно тот же, что у Прокудина-Горского.


P.S. Слава ( http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=8&start=10 ) полностью перепечатал мое вчерашнее сообщение с единственным комментарием: "Сохраню для истории сей шедевр". Что же, я польщен, что Слава счел мой скромный труд достойным сохранения в истории. Только лучше бы не иронизировал, а дал бы ссылку на изображение, которое он считает фотографией хребта Зюраткуль.


Последний раз редактировалось Сергей Прохоров 27 май 2011, 17:33, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14035 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 17:07 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Интересные снимки, Сергей.

Я написала автору того блога, если он сможет помочь найти еще доказательства, будет очень хорошо.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14037 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 17:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Недавно (дня два - три назад) на форуме появилась очень непрятная неполадка при преобразовании адресов в ссылки. Если адрес длинный и в тексте появляется многоточие, то в дальнейшем исходный адрес не запоминается и оказывается невозможно вновь выйти на него по ссылке. Именно так произошло, в частности, и с адресами в моем предыдущем сообщении. Хорошо, что я смог по журналу восстановить ссылки. Чтобы опять не произошла потеря,
пришлось в тексте сообщения поставить галочку "Не преобразовывать адреса URL в ссылки" (что, конечно, создает определенные неудобства в чтении сообщения).

(Я боюсь, не оказались ли испорчены старые сообщения...)

Очень прошу Вас, Елена, исправьте, пожалуйста, эту неполадку как можно скорее.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14038 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 18:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Сейчас я уезжаю из города. На форуме появлюсь не раньше, чем вечером в воскресенье.

Напоминаю Славе о том, что он до сих пор не ответил (или ответил неудовлетворительно) на мои вопросы:

1. Где находятся на карте ДВА хребта с вершинами, изображенные на фотографии снимок 0648  ? То, что показал Слава, неудовлетворительно: в этом месте только один хребет.

2. Меня интересует ссылка на источник изображения, которое Слава считает фотографией хребта Зюраткуль и на основании которого он идентифицировал снимок 0653   как сделанный в Бакале. На всех известных мне фотографиях Зюраткуль выглядит несколько по-другому.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14039 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 20:25 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
Недавно (дня два - три назад) на форуме появилась очень непрятная неполадка при преобразовании адресов в ссылки. Если адрес длинный и в тексте появляется многоточие, то в дальнейшем исходный адрес не запоминается и оказывается невозможно вновь выйти на него по ссылке.
...
Очень прошу Вас, Елена, исправьте, пожалуйста, эту неполадку как можно скорее.


Насколько я знаю, это происходит только тогда, когда прежде чем опубликовать сообщение, его несколько раз редактируешь и просматриваешь в режиме "просмотр".

Дело в том, что форум — это стандартный программный продукт, который я могу только настраивать. Не имею представления, отчего это поведение зависит, поэтому быстро устранить эту неполадку я не смогу. Пока я просто не знаю, где надо ее искать.
Но буду над этим думать.

Предлагаю в качестве альтернативы использовать псевдотег [URL], который доступен на панели псевдотегов в форме добавления сообщения. При использовании этого псевдотега длинная ссылка не обрезается даже при множественном редактировании и просмотре.

Например:
http://www.southural.ru/photos/show_photo.html?photo_id=6489&type=theme&theme_id=44

Или постоянно проверять, как выглядят ссылки перед окончательно публикацией сообщения.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14041 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 29 май 2011, 21:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Сергей Прохоров писал(а):
Напоминаю Славе о том, что он до сих пор не ответил (или ответил неудовлетворительно) на мои вопросы:

1. Где находятся на карте ДВА хребта с вершинами, изображенные на фотографии снимок 0648  ? То, что показал Слава, неудовлетворительно: в этом месте только один хребет.

2. Меня интересует ссылка на источник изображения, которое Слава считает фотографией хребта Зюраткуль и на основании которого он идентифицировал снимок 0653   как сделанный в Бакале. На всех известных мне фотографиях Зюраткуль выглядит несколько по-другому.

Слава хранит гордое молчание. Видно, сказать ему нечего.

Итак, подвожу итоги.

1. Слава не смог показать на карте то место, которое, по его мнению, изображено на фотографии снимок 0648  . Я тоже это место пока не нашел. Могу пока только сказать, что на фотографии снимок 0648   изображен, по всей видимости, не поселок Рудничный. Как это ни жаль, пока фотографию нельзя считать идентифицированной.

2. Есть фотографии (и не только одна лишь фотография Палыча), подтверждающие то, что место съемки для фотографии снимок 0653   указано правильно: это окрестности Златоуста, район Александровской сопки, а на заднем плавне - хребет Уреньга. С другой стороны, любой желающий может найти в интернете фотографии хребта Зюраткуль в большом количестве - и убедиться в том, что он выглядит не так, как вершина справа на заднем плане фотографии снимок 06563  .

Нет никаких оснований сомневаться в правильности подписи к фотографии снимок 06563  .

(Таким основанием могла бы быть фотография, представленная Славой, - при условии, что на ней действительно изображен хребет Зюраткуль. Но на простейший вопрос: откуда он взял эту фотографию, - Слава так и не ответил. Вероятно, изображение сомнительное.)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14046 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 30 май 2011, 04:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Еще раз об Уреньге.

Вот еще одна фотография ( http://bodybuilder2007.livejournal.com/tag/%D0%A3%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B0 ), озаглавленная "Закат в новой части города Златоуст. Солнце садится за хребет Уреньга. От места съёмки до вершины хребта Уреньга - 15 километров":

Изображение


Впрочем, гораздо интереснее другое.

Сравните детали фотографий снимок 0648   и снимок 0653   :

Изображение
Изображение

Вам не кажется, что на этих двух фотографиях изображена одна и та же гора (в разных ракурсах)?

Замечу, что это, во всяком случае, не Зюраткуль: из Бакала или Иркускана снимки должны были бы быть сделаны на восток, что противоречит ориентации алтаря церкви в селении.

Пожалуй, проще всего было бы предположить, что лже-Ветлуга на фотографии снимок 0648   - это на самом деле селение к югу от Златоуста (ныне южная часть города), снятое с Александровской сопки. Но это противоречит названию современной фотографии, в котором упомянут Иркускан. (Или все-таки ее автор неправильно назвал место съемки?)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14047 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 05 июн 2011, 12:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2998
Гора Таганай с Александровской сопки.
На пути к Саткинскому заводу.


[0650] [0642]

Изображение

Возможно, что на снимках одна гора снятая с разных сторон.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14071 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 09 июн 2011, 16:16 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
DMITRY писал(а):
На карте генштаба Вытегорского уезда 1909 года в условных обозначениях записано:
"Местечко, пригород, слобода".


Прекрасно, Дмитрий! Найдено подтверждение тому, что термин "местечко" использовался в начале XX века и использование было повсеместным, раз вошло в обозначение на картах.


DMITRY писал(а):
Надо бы вернуть снимкам авторское название.

Верно. У нас нет никаких оснований исправлять авторское название в данном случае.
Исправлено.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14089 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 16 окт 2011, 17:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Скажу о фотографии снимок 0826   , озаглавленной "Село Скоты, 18 верст от г. Камышлова":

Изображение

Крупное изображение: http://ps-spb2008.narod.ru/images/big/20826w_ab1.jpg

Это одна из фотографий, сделанных Прокудиным-Горским в 1912 г. по пути из Шадринска в Камышлов. (Об этих фотографиях я написал на своем сайте, страница http://ps-spb2008.narod.ru/ur_to_kamyshlov.htm ; всего их шесть, все их я восстановил в крупном размере.)

На карте нет села под названием Скоты. Естественно, что карточка в базе данных попала в раздел "Камышловский район: неизвестно".

Между тем можно, по-моему, совершенно однозначно определить, какое село имелось в сиду.

В книге "Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии. Екатеринбург, 1902", стр. 386 ( http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/d1917/134946/386.htm ) написано:

Цитата:
Скатинское село лежит по Камышловско-Шадринскому тракту, между двумя довольно значительными возвышенностями, на левом берегу р. Скатинки, от которой получило и название, - в расстоянии 148 в. от Екатеринбурга и 18 в. от Камышлова.

Итак, Скатинское находится в 18 верстах от Камышлова по Камыщловско-Шадринскому тракту. Это село существует и сейчас. Совершенно ясно, что "Скоты" - это Скатинское.

Очевидно, мы в очередной раз имеем дело со случаем, когда Прокудин-Горский не вполне верно написал по слуху название села. (Я не знаю, на каком слоге делается ударение в названии "Скатинское"; если на втором, то ошибка вообще не так уж и велика.)

И все-таки я не стал бы вносить уточнение в название: вдруг в обиходе было и неофициальное название "Скоты" ("Скаты"). Но нужно, во-первых, отнести фотографию к разделу "Скатинскок" (а не "Камышловский район: неизвестно"), а во-вторых, дать примечание: "Село известно под названием Скатинское".

В то же время пока, видимо, нельзя считать фотографию окончательно идентифицированной: мне не удалось найти изображения, которые могли бы подтвердить, что действительно изображено село Скатинское. (Единственное косвенное подтверждение - то, что церковь в селе соответствует по стилю времени постройки церкви в Скатинском (уничтоженной в советское время): 1820-е - 1847 гг.)


P.S. При использовании этих данных вне сайта "Храмы России" обязательно указание адреса в интернете или этого сообщения (с указанием моей фамилии), или страницы моего сайта http://ps-spb2008.narod.ru/ur_to_kamyshlov.htm .


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14703 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 17 окт 2011, 17:06 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Сергей, очень интересные данные!

Судя по описанию, село находилось в ложбине между возвышенностями, рельеф снимка не противоречит этому.
Так же у здания церкви было каменное здание школы. На снимке прямо у церковных ворот видно обширное каменное здание.
Это вполне может быть школа.

Правда непонятно вот что: на снимке церкви сзади видна главка справа от алтарной части, это может быть главка придела.
Но приделов в храме было два, хотя это тоже ничего не значит, храм достраивался.

Пока установлен статус "Предположительно".
[0826]

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14710 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет