Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 26 июн 2019, 00:50

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 62 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 13 дек 2012, 01:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Наливная баржа бр.Нобель ["Евгения"]

[0934]

В расширенный комментарий:

В 1909 году перевозку нефтяных грузов по Мариинской системе производило Товарищество Бр.Нобель. Его несамодвижущиеся баржи, идя озерами Белым и Онежским, приходили в Вознесенье на 14 день по выходе из Рыбинска. Там груз в течении 4-х часов перекачивался на самодвижущуюся баржу "САРМАТЪ", которая отправлялась по Свири и Ладожскому озеру в Петербург.

(по книге И.Петрашеня "Мариинская система. 1810-1910.")


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №16095 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 15 дек 2012, 01:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
[1017]

Изображение

В памятной книжке Олон. губ. за 1905 г. в списке судов навигации 1904 года указан на реке Шексне туер "Василий".
http://elibrary.karelia.ru/

Изображение

Туер ["Василий"] с караваном.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №16103 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 16 дек 2012, 13:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
"Крестьянские трешкотики"

[0985]

Ранее установлено:

- Морской словарь (1941 г.) указывает трешкот, как грузовое беспалубное судно
- Пассажирских трешкотов к 1909 г. не осталось, перевозки осуществляли пароходы
- По Справочнику ВОПС в 1908 г. через шлюз св.Сергия (г.Вытегра) в сторону Петербурга прошло 5 трешкотов длиной от 5-6 саж. (в табл. указаны грузовые суда, для сравнения- больше всего было мариинок, 1093 шт.)
- Илья Тюменев при описании своей поездки по МВС в 1894 г. указывает крестьянский трешкот для перевозки лошадей- это грузовое судно.

Есть еще одно упоминание трешкотов у Тюменева.

Изображение
выражние "сновали трешкотики" говорит о небольших их размерах, что совпадает с лодкой на 0985

Кроме рассматриваемого снимка у шлюза Безопасность, лодки такого типа есть на снимках Прокудина-Горского в Вознесенье и на Шексне.
снимок 0931   снимок 1054  

С большой степенью вероятности можно считать, что на снимке грузовой трешкот для хоз. нужд шлюза Безопасность. Суда такого типа были редкостью в 1909 году и поэтому фотограф сделал этот снимок.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №16110 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 23 фев 2013, 18:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Землечерпалка "Мариинская -5". Место съемки.

[0974]

Участок работы пятой Мариинской: река Вытегра от шл. св.Елены (Материки) - Ново-Мариинский канал - р.Ковжа до устья Белозерского канала (Справочник ВОПС за 1910 г.).
На снимке течение слева-направо, бечевника на правом берегу нет.

Изображение

Ново-Мариинский канал между шл. св.Петра и Александра по характеру берегов исключается.

Изображение
Золотова, Скупинова "По Мариинке и Волго-Балту: путешеств. в пространстве и во времени.", 2011 г.

Для снимка подходит 2 места:
- по желтой линии от шл. св.Петра

Изображение

Но укрепления берега на снимке нет и на другом берегу погрузка баржей лесом. Очень маловероятно, что там есть бечевник.

- нижнее течение реки Ковжи от Константиновского шлюза до устья Белозерского канала- бечевник до 1903 года по левому берегу, потом только буксирная тяга (на снимке есть буксир).
(От Аннненского моста до шл. св.Константина лошадинная тяга, бечевник по правому- этот участок исключается.)

Петер спросил про снимок ветерана Мариинки, который раньше работал в Александровском и сейчас живет в Анненском Мосту (застал еще караулку снимок 0972  ).

Изображение

Первый вариант он исключил однозначно. Там боры кругом и берега, как на Каменном канале. И поставил ближе к устью Ковжи ниже шл.св.Анны, где было несколько лесозаводов (по справочнику- 5).

И.Петрашень, 1910 г.:
Изображение
http://elibrary.karelia.ru/

С учетом отсутствия бечевника на правом берегу район сужается- снимок сделан на реке Ковже между шл. св.Константина и устьем Белозерского канала.

..................................................................
ранее http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15003#p15003


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №16312 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 18 авг 2013, 13:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Трешкот или белозерка?

[0985] [1054]

Ранее установлено:

Белозерки ("большие белозерские лодки") перевозили груз по Белому озеру, весной по высокой воде ходили до Рыбинска и обратно. По конструкции- уменьшинный галиот, палуба, 2 мачты; длина 16-25 м, ширина 4-6 м, грузодъемность до 150 т, осадка с грузом до 1,5 м. С открытием в 1846 г. Белозерского канала необходимость в таких лодках отпала и в год поездки ПГ (1909) их нет.

Изображение
большие белозерские лодки

Были также малые лодки-белозерки, длиной около 6 м.

Трешкоты были пассажирскими (палубные) и грузовые (беспалубные).
Пассажирских трешкотов в 1909 году нет, их полностью заменили пароходы.

Изображение
пассажирские трешкоты на р.Вытегре

ТРЕШКОУТ — небольшое деревянное речное грузовое беспалубное судно длиной около 17 м, грузоподъемн. около 40 т.
По Справочнку ВОПС (1910 г.)- длина от 10 м. В 1909 г. через шл. св.Сергия прошло 5 шт.
Также на трешкотах перевозили грузы крестьяне ("сновали крестьянские трешкотики") и это были небольшие лодки.

Изображений грузовых трешкотов и малых белозерок не найдено. Имеются только снимки Прокудина-Горского с лодками, на корме которых прямоугольная надстройка (каюта или казёнка). Сделаны снимки в Вознесенье, у Горицкого монастыря и у шл.Безопасность. Последнюю лодку фотограф назвал трешкотом.
Размеры судов на снимках 5-6 м и ок. 15 м.

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №16625 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 18 авг 2013, 13:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
[0985] [1054] [0931]

Есть еще два источника, где описываются трешкоты и белозерки.

Энциклопедический словарь, изд. 1948-1952 гг:
Изображение
Здесь смешиваются пассаж. и грузов. трешкоты т.к. у первых была палуба. Но к лодкам на снимках это описание не подходит.

"Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генштаба. Архангельская губ.", 1865 г.
Изображение
библиотека Руниверс
http://www.runivers.ru/bookreader/book16827/#page/1/mode/1up

Длина 21 фут- 6,4 метра, осадка 1 фут- 30 см.
Это описание подходит к лодке у шлюза Безопасность (0985). Но не сказано про казёнку на корме, а на всех 3-х лодках она есть.

Размеры судов

Изображение
http://ogv.karelia.ru/catalog.shtml
http://elibrary.karelia.ru/

У Горицкого монастыря аналогичное судно с каютой на корме и длинее раза в 2-2,5 раза. Но из текстов выше размеры не являются главным определяющим фактором. Рядом перевернута лодка, казёнки у нее нет. Вот она подходит на роль белозерки.
Может каюта на корме определяет название? Ведь трешкоты- это "плавающие домики".

Изображение

И как назывались эти лодки? На Белом озере (справа) длиной ок. 10 метров.
Изображение
http://krokhino.ru/gallery3


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №16626 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 15 май 2014, 20:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Трешкоты на Сяськом и Свирском каналах

[0985]

А.Андреев «Ладожское озеро», 1875 г., стр.246:
http://elibrary.karelia.ru

От Ладоги, по каналам Сясьскому и Свирскому, перевозят пассажиров трешкоты еще хуже ладожских. Здесь для этой цели употребляются большие плоскодонные соймы с крышей, и под крышей- в одной половине помещаются люди, а в другой не стесняются насадить телят и свиней. Переправа по цене весьма дешева, но время перехода не определено.

На снимке не сойма, но и понятие «трешкот» расплывчатое. Разные типы судов могли называться трешкотами, нужна только крыша или каюты. И то и другое на прокудинской лодке имеется.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №17084 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 16 ноя 2014, 12:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Трешкот

[0985]

В №33 ОГВ за 1881 г. пишется о ледоходе на Свири у Лодейного Поля :
В дер. Мирошкиничи напором льда сломало телеграфный столб, повредило мост, унесло трешкоут крестьянина Обухова, стоющий 100 р. и баню.
В след. номере- об открытии 29 апреля постоянного движения пассажирских трешкоутов между Вытегрой и Вознесеньем.
http://ogv.karelia.ru/catalog.shtml

Из заметок видно, что в первом случае- грузовой трешкоут, во втором- пассажирский. Авторская подпись «Трешкот» вполне может соответствовать названию судна, которое попало несколько раз кадр Прокудина-Горского.
Довольно редкое судно- в 1908 г. через шлюз св. Сергия прошло только 5 трешкоутов из рыбинского каравана. Сводки о крушениях судов полны мариинками, полулодками, унжаками или просто лодками, а происшествие с трешкотом нашлось впервые.

Изображение
Верх- пассажирские трешкоуты в г.Вытегре ок. 1896 г. и на р.Вытегре в 1865 г.;
низ- грузовой ("крестьянский") трешкоут у Горицкого монастыря на р.Шексне.


Грузовые трешкоуты на снимках ПГ:
[1054] [0931][0985]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №17434 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 16 ноя 2014, 13:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
«Видели …, помним …». (О лодках-белозерках.)

Из речи священника с. Девятины (р. Вытегра) о. А.Тихомирова при открытии работ по переустройству Мариинской системы в №87 ОГВ за 1890 г.:

Не сразу эта [Мариинская] система стала такою, как она есть; не сразу явились на ней каналы- Белозерский, Онежский, Новоладожский; мы помним хорошо лодки-белозерки; мы во-очию видели вереницы этих лодок-белозерок, буксируемых пароходами от Черных Песков до Вознесенской пристани;
http://ogv.karelia.ru/catalog.shtml

С устройством каналов в обход Белого и Онежского озёр во второй половине 19 века исчезли и лодки-белозерки, их заменили более дешевые и вместительные канальные суда.

Изображение
У Горицкий монастыря на р. Шексне (К.Случевский, поездка 1884 г.).
http://elibrary.karelia.ru/


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №17435 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 10 дек 2015, 13:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Затонувшая «Шексна».

[0922]

Н.Герасимов («Мариинская система после переустройства», изд. 1898 г.) пишет о недостатках генпереустройства 1890-1896 гг. После переустройства так и не была достигнута запланированная глубина в 11 четвертей.
На реке Шексне упоминаются выправительные работы на Луковецком перекопе (между Череповцом и Вахново снимок 1011  ). Работы в этом месте не только не улучшили условий судоходства, но даже сделали их еще менее благоприятными из-за громадной массы песка, вынесенных оттуда. Образовались две новые мели- Луковецкая (5 четв. 3 верш. в 1896 г.) и Пертовка (7 четв. 3 верш. 29 июня 1897 г).
На месте вымытого песка между дамбами у Пертовки обнажились камни, на которых 27 августа затонула землечерпательница «Вытегра», а спустя неделю инспекторский пароход «ШЕКСНА».

Изображение
снимок 0922   «Шексна» на Онежском обводном канале, 1909 г.
снимок 0955   Команда «Шексны» в г. Вытегре, 1909 г.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18211 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 30 мар 2016, 00:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2016, 11:12
Сообщений: 5
http://www.booksite.ru/fulltext/natural/istmariinsist/text.pdf
Вот здесь дан чертеж полулодка на 84 странице. А также есть всяческие карты, схемы шлюзов и др.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18710 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 30 мар 2016, 10:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Тigra, спасибо за ссылку! Там много карт и схем. Несомненно, что есть в них информация по часовне в Материках, Волокову мосту, караулке, по самому загадочному этюду на реке Вытегре и др. К сожалению, в сеть эти бумаги не выложены (видел только карту на стр. 85).

[0957] [0926] [0958] [0956]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18711 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Идентификация команды парохода "Шексна"
СообщениеДобавлено: 10 янв 2017, 20:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 07 янв 2017, 16:34
Сообщений: 6
Будучи уроженцем города Вытегры, с удовольствием просмотрел фотографии родного города, но, обратив внимание на лица, испытал определённый шок! Человек стоящий в центре как две капли воды похож на моего отца. Учитывая совпадение и места снимка, случайностью это уже назвать язык не поворачивается :D Судовой журнал не найден или не сохранился, но должны быть и другие источники! После долгих поисков нашёл в Национальном архиве Республики Карелия требовательные ведомости на удовлетворение жалованием команд различных пароходов, в т.ч. и "Шексны"! Насколько я понимаю, это аналоги наших зарплатных ведомостей, следовательно можно идентифицировать членов команды парохода!!! Сам я в Петрозаводск попаду в лучшем случае только летом - тогда и смогу посмотреть. Если у кого-то есть заинтересованность и желание ознакомится с этими документами раньше, могу выложить список требуемых описей.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19471 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Идентификация команды парохода "Шексна"
СообщениеДобавлено: 10 янв 2017, 20:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 07 янв 2017, 16:34
Сообщений: 6
Имеется в виду снимок 0955.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19472 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Идентификация команды парохода "Шексна"
СообщениеДобавлено: 12 янв 2017, 23:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Команда парохода "Шексна" М.П.С. [г. Вытегра.] [1909 год]
[0955]
Алекс писал(а):
... могу выложить список требуемых описей.

Хорошо бы кого-нибудь с «Шексны» идентифицировать. Кстати, самому младшему из команды сейчас лет 120.


Вложения:
Комментарий к файлу: Самый молодой в команде.
0955.jpg
0955.jpg [ 17.53 KiB | Просмотров: 1230 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19477 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 62 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет