Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 

Библиотека проекта «Храмы России»

На главную страницу Библиотеки
Учетная карточка документа
Тип оригиналаКнига
Название оригиналаЕдиноверческие храмы в Гуслицах.
Тип документаПолное воспроизведение
СсылкаМихайлов С. С. Единоверческие храмы в Гуслицах. Куровское, 2001, 48 с.
ТемаМосковская губерния. Московская область. Гуслицы. Единоверие. Храмы. История. Описание.
Аннотация/ОписаниеИстория единоверия и единоверческих храмов в Гуслицах.
Автор(ы)Михайлов С. С.
Место изданияКуровское
Год издания2001
Издание/ИздательСтарообрядческая Община Единоверческого согласия, храмов: во имя Преображения Господня и Иоанна Лествичника в городе Куровское
УникальностьМноготиражный
ДоступностьБиблиотечный
Разрешение на использованиеХрамы России, 2004
Дата обновления карточки2004-07-24
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида <14/15>. Если в документе перенос слова приходится на конец страницы, то метка ставится после этого слова. Явные опечатки исправлены.
См. титульный лист

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВ



ЕДИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ

В ГУСЛИЦАХ



К 2000-летию Рождества Христова и 200-летию канонического пребывания старообрядных (единоверческих) приходов в лоне Русской Православной Церкви



Куровское 2001


С. С. МИХАЙЛОВ



ЕДИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ

В ГУСЛИЦАХ



К 2000-летию Рождества Христова и 200-летию канонического пребывания старообрядных (единоверческих) приходов в лоне Русской Православной Церкви






Куровское 2001

----- <1/2> -----

Издание Старообрядческой Общины Единоверческого согласия, храмов во имя Преображения Господня и Иоанна Лествичника в городе Куровское.

----- <2/3> -----

ВВЕДЕНИЕ

Осенью 2000 года отмечался двухсотлетний юбилей со времени утверждения митрополитом Московским Платоном правил Единоверия. 27 ноября, впервые за 350 лет прошедших со времени никоновской реформы, в рамках юбилейных торжеств был отслужен торжественный молебен по старому чину в главном храме России - Успенском соборе Московского Кремля. После молебна состоялась торжественная конференция в гостинице "Даниловская", которую открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а проводил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, глава Отдела Внешних Церковных Сношений. К сожалению этот юбилей остался в стороне от внимания как церковной, так и мирской общественности. Из церковной периодики только "Московский церковный вестник" и "Православная Москва" откликнулись на данное событие сухими заметками. Кое-какие мирские СМИ также немного отреагировали на это событие. Но в целом юбилей можно назвать почти незамеченным. Двухсотлетия единоверия даже нет в списке памятных церковных дат в настольном "Православном Церковном календаре" Русской Православной Церкви на 2000 год, выпущенном Издательским Отделом Московского Патриархата. От многих современных историков и исследователей Церкви зачастую можно услышать мнение, что ныне никакого Единоверия не существует, что в ХХ столетии оно совершенно исчезло. Многие миряне и даже священнослужители Русской Православной Церкви, неотъемлемой частью которой Единоверие всегда было и остается, даже не знают о нем вообще ничего.

Единоверие - часть Русской Православной Церкви, придерживающаяся в богослужебной практике церковных обычаев и обрядов дониконовской Руси. По последним оно идентично

----- <3/4> -----

старообрядчеству, но в отличие от последнего не находится в разделении с Православной Церковью. Таким образом единоверцы - старообрядцы, находящиеся в лоне официального Православия.

Официально история Единоверия начинается с 1800 года, но фактически его история начинается намного раньше и оно также старо, как и сам церковный раскол. Когда в середине XVII столетия были проведены церковные реформы патриарха Никона, значительная часть православного населения России не приняла их. Многие оказались вне новой церковной ограды, открыто отказавшись молиться по "исправленным" книгам, троеперстно и т.п. Однако немалая часть русских людей, не порвав открыто с никоновской Церковью, не уходя в так называемый "раскол", продолжала молиться по-старому. Подобные случаи имели место вплоть до середины XVIII столетия. Затем на смену им приходят поиски части старообрядцев-поповцев, пребывавших в разделении с официальной Церковью, священства от последней, начавшиеся примерно с 1780-х годов. Они-то и привели к официальному возникновению единоверия. Есть также данные, что следы раннего единоверия, восходящего к временам последовавшим сразу же за расколом, сохранялись в исконно русских губерниях еще во второй половине XIX столетия. В архиве единоверческого храма в городе Куровское хранится "Церковно-приходская летопись Владимирской епархии, Ковровского уезда, села Больших Всегодич Успенской церкви", в которой составители сетуют, что прихожане крепко держатся за старину и несмотря на пастырские увещания крестятся двуеперстно. Это при том, что прихожане не значились ни раскольниками, ни единоверцами.

История единоверия изучена довольно слабо. Этому способствовало и его неопределенное положение в Русской Церкви. К единоверцам относились с большим недоверием, как к "полураскольникам". Очень часто попытки открытия новых единоверческих приходов натыкались на противодействие самих же церковных властей, которые казалось бы должны были быть в них более чем заинтересованы. Такая позиция, к величайшему сожалению, сохраняется и в настоящее время. Единоверию отводилась

----- <4/5> -----

роль всего лишь переходной ступени для обращения старообрядцев в новый обряд, а не как к составной части Церкви, бережно хранящей древние традиции. Единоверческое духовенство рукополагалось правящими Преосвященными тех епархий, где находились общины, но при обязательном соблюдении древнего чина. Викарные единоверческие епископы появились лишь в 1917 году и уже к 1930-м годам были уничтожены безбожной властью.

Работы, посвященные истории единоверия, появляются в самом начале ХХ столетия и их появлению во многом способствовал 100-летний юбилей его официального возникновения. Часть из них принадлежит перу единоверческого священника С. Шлеева, будущего епископа. История единоверческих общин в микрорегиональном плане почти не исследовалась вовсе.

Нашей целью является попытка вкратце рассказать о единоверческих церквах в таком интересном старообрядческом уголке России, как Гуслицы, игравшем прежде немалую роль в жизни белокриницких староверов.

----- <5/6> -----

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РУССКОГО ЕДИНОВЕРИЯ

Фактически история единоверия также стара, как и церковный раскол середины XVII столетия. Значительная часть православного населения, особенно в северной ее части, не уходя в раскол, еще долгое время продолжала сохранять двуеперстие и старые дониконовские обряды. Один из примеров этого, документально засвидетельствованный в обычной церкви села Больших Всегодич Ковровского уезда Владимирской губернии, упомянут выше. Для большей убедительности хотелось бы привести сам отрывок из приходской летописи:

Фрагмент приходской летописи церкви села Больших Всегодич Ковровского 
уезда Владимирской губернии

Фрагмент приходской летописи церкви села Больших Всегодич Ковровского 
уезда Владимирской губернии

Одним из самых первых прецедентов было разрешение самим Никоном служить по старым обрядам Иоанну Неронову.

----- <6/7> -----

Из жития суздальского митрополита Иллариона видно, что во второй половине XVII века некоторые из православных, которые хотя и с недоверием встретили исправленные книги, вскоре стали смотреть и на новые и на старые богослужебные книги одинаково, совершая служение и по тем, и по другим.1 В тех же самых Гуслицах, согласно некоторым данным, местные старообрядцы первоначально обращались для совершения богослужений, треб и т.п. к местным священникам, с условием, что все обряды будут служиться по старому, но когда об этом узнала духовная власть, все это сразу же прекратилось. Одним из подтверждений этому служит и то, что в Гуслицах взаимоотношения между старообрядцами и приходским духовенством господствующего обряда всегда были хорошие. Остатки первоначального единства приверженцев старого обряда и Церкви сохранялись еще в первой половине XVIII века. Затем, через какое-то время наступает новый этап, вызванный духовными поисками части старообрядцев- поповцев, тяготившихся отсутствием у них законного священства. Этот этап и привел в конце концов к учреждению в 1800 году единоверия.

Первое массовое обращение старообрядцев к Церкви при сохранении старого обряда относится к 1780 году. 14 февраля того года 116 старообрядцев приемлющих священство, вышедшие из Молдавии и поселившиеся в селении Знаменка Елисаветградской провинции, подали прошение местному преосвященному, архиепископу Никифору Фетоки, греку по происхождению, с просьбой принять их под свой омофор, дать им священника, рукоположив представленного кандидата, благословить построение в Знаменке храма во Имя иконы Богородицы именуемой "Знамение" "с тем архипастырским снисхождением, чтоб... дозволено было отправлять церковную службу по старопечатным книгам и старинному св. Иоанна Дамаскина пению". Просители также заявили, что: 1. Церковь греко-российская есть истинная вселенская, соборная и апостольская; 2. Все догматы ее, таинства и чиноположения согласны с словом Божиим и преданием апостольским; 3. Находящиеся вне греко-российской церкви состоят в заблуждении. Преосвященный Никифор принял знаменских старообрядцев на предложенных ими условиями

----- <7/8> -----

и таким образом в их селении 3 мая 1780 года на месте прежней поповской часовни была заложена и впоследствии построена первая единоверческая церковь. Впоследствии жители Знаменки выселились в Мелитопольский уезд Таврической губернии, а их храм обращен в обычный для новых православных поселенцев.2

Примерно в то же самое время начинаются духовные поиски старца Никодима, жившего в Успенском монастыре в Стародубье, располагавшемся в тогдашней Черниговской губернии, в нынешней Брянской области. В 1781 году он окончательно укрепляется в мысли, что необходимую для существования Церкви трехчинную иерархию во главе с епископатом необходимо искать и просить ни где-нибудь на Востоке, что в то время пытались делать старообрядцы, а в России, у русской православной иерархии. В тот год ему пришлось побывать у наместника Малороссии, графа Румянцева-Задунайского. Во время беседы, касавшейся дел старообрядчества, граф подал Никодиму мысль искать старообрядцам архиерея законным способом - просить императрицу Екатерину II и Святейший Синод об определении им особого епископа и тем самым воссоединиться с православием. Румянцев также обещал лично ходатайствовать в этом деле перед Государыней. Никодим с радостью ухватился за эту идею и стал готовить к ней других старообрядцев. В Санкт-Петербург был послан уполномоченный Никодимом инок Герасим, который встретил понимание митрополита Гавриила, архиепископа Иннокентия и князя Потемкина, обещавших помощь в этом деле. Обрадованный Никодим, имея полномочия от 1500 старообрядцев, в 1783 году подал в Синод прошение, где в 12 пунктах изложил условия присоединения. Однако в 1784 году Никодим умер и дело немного застопорилось, но не заглохло окончательно. Из Стародубья идея о воссоединении с Церковью при сохранении старого обряда стала распространяться в другие части Российской Империи. В 1788 году ее приверженцы появляются в Елисаветграде, в 1791 году - в Троицкой слободе на Днестре, в 1794 году - в Перми, в 1797 году в Казани, в 1798 - в Александрии, в Иркутской епархии, в Твери и Торжке Тверской губернии, Нижнем Новгороде, Санкт- Петербурге. В 1800 году сторонники

----- <8/9> -----

соединения появляются и в Москве. Накануне, в 1799 году, здесь подали прошение на имя митрополита Платона московские старообрядцы - прихожане Рогожского кладбища с просьбой дозволить им иметь законных священников. В дальнейшем это прошение и было использовано для законодательного оформления единоверия.3

27 октября (по старому стилю) 1800 года были Высочайше утверждены Правила Единоверия, что положило начало легальному существованию старообрядчества в лоне Церкви. Эти Правила включали в себя 16 пунктов, которые постановляли следующее:

1. Дабы Святейший Синод разрешил преждеположенные клятвы на двоеперстное сложение и другие подобные сему обряды. От клятв, прежде на них (старообрядцев) возложенных разрешить: ибо, хотя Церковь на них оные возложила праведно, что они и сами признают почитая ими себя связанных, и от оных просят разрешения; но как ныне они сближаются, или паче, соединяются с Церковию, и истину ее, и таинство и Священство ее признают действительными, то и потребно сие разрешение, и не должна более теми клятвами их совесть быть отягощаема, под каковыми отторгающиеся еще от Церкви имеют и впредь состоять праведно. А чтобы сие разрешение было открытее и их более успокаивающее, то над каждым принимаемым, к дозволяемой им Церкви, прочесть епископу или пресвитеру с возложением руки следующую разрешительную молитву: "Господь наш Исус Христос, благодатию Своею и человеколюбием, да разрешит тя, к Церкви Святей обращающася, от всех клятв, им же от Церкви отторжением от нея, подвергся еси. И аз недостойный архиерей, или иерей (имя рек) властию от Него мне данною разрешаю тя раба Божия (имя рек) от оных клятв и всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

2. Вторая статья дозволяла иметь старообрядцам священников, рукоположенных в православной Церкви по дониконовским книгам. Но прежних попов, как предателей и беглецов, к таковой Церкви не определять.

3. Священникам старообрядцев было разрешено служить по старым обрядам.

----- <9/10> -----

4. Церкви для старообрядцев освятить по старопечатным книгам или по благословению Высокопреосвященного старообрядческим священникам, и да будут Антиминсы освященные при первых патриархах или вновь освященные быть имеют по старопечатным книгам и изображены так, как показано в старопечатном потребнике.

5. Старообрядческих священников не требовать в Грекороссийскую Церковь к соборным молениям, как-то: на крестные ходы и тому подобное, а отправлять им по благословению Преосвященного в церквах старообрядческих оные соборные моления; также не принуждать старообрядцев к допущению на общие моления знаменующихся тремя персты, брады бреющих и прочие имеющих несогласия с древними обыкновениями, включая Высочайших особ. Старообрядцам, хотя и незаписным, но издавна удаляющимся от сообщества Грекороссийския Церкви, таковым не возбранять присоединяться к Церкви старообрядческой.

6. Старообрядческим священникам и приемлющим сие священство старообрядцам по духовным делам быть под судом и в полном ведении у Преосвященного; по делам же, принадлежащим до старообрядцев, чинить разбирательство и суждение чрез старообрядческих священников, исключая таковых дел, кои требуют законного следствия; но в чем надлежит оным священникам относиться к Святейшему Синоду и Преосвященному, на то иметь особого письмоводителя, с произведением платы от общества старообрядческого.

7. Старообрядческие священники снабжались Святым Миром от епархиального архиерея.

8. Старообрядческих священников не принуждать исповедь иметь, кроме старообрядческих священников.

9. Епархиальный Преосвященный должен был благословлять старообрядческих священников и старообрядцев слагая два перста по обыкновению древле бывшему в России.

10. Священнодействия доныне старообрядческими священниками учиненные, как-то: крещение, бракосочетание, молитвословие, монашество (если к сему не окажется со стороны светского правительства препятствия) и другие требы христианские

----- <10/11> -----

да будут оставлены в существенной их силе и не повторять оные, разве токмо окажется таковый либо из оных старообрядческих священников, бывших до ныне, самозванец или правильно изверженный, священнодействия оные совершал. Так же и старообрядческие священники, определяемые ныне к старообрядческим церквам, не долженствуют поправлять приемлемые старообрядцами от Грекороссийской Церкви священные тайны как-то хиротонию, крещение, миропомазание, брак и проч., но принимать оные в действительной их силе.

11. Сын Грекороссийской Церкви не может иметь дозволение причаститься в старообрядческой церкви, разве в крайней нужде, в смертном случае, где бы не случилось найти православного священника и церкви, а старообрядцу дозволять то без всякого затруднения.

12. Если учинит старообрядческий священник преступление достойное извержения, таковой предоставлялся суду Преосвященного. А если же в таковой вине окажется, за которую только временно должен понести наказание, таковой эпитимийствуется при церквах старообрядческих по рассуждению Преосвященного.

13. При старообрядческих церквах иметь троечастные книги. - Но во время Святых постов, если кто из старообрядцев, по каковым-либо встретившимся обстоятельствам, на исповеди и у причастия Святых Тайн не будет, таковых по взысканию с них штрафных денег не выписывать и о том никуда не представлять; но да судят о том духовные их отцы по священным правилам. Если ж кто по нерадению или пренебрежению или по другим незаконным причинам уклоняться будет о оные Святыни, таковых записывать в особые книги и наказывать эпитимиею и другим духовным исправлениям.

14. Если случится быть браку, состоящемуся одной половине Грекороссийской Церкви, а другой старообрядческой, таковых венчать по общему согласию или в Грекороссийской или в старообрядческой церкви.

15. Священники старообрядческие во всех служениях имеют моления о высочайшем здравии и благоденствии ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Супруги ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Наследника ЕГО, всей Высочайшей

----- <11/12> -----

фамилии, и прочих кого следует, по данной от Святейшего Синода форме.

16. Распри, раздоры и хулы ни с единой стороны да не слышаться, за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для Богослужения; ибо таковая обосторонняя разность, как не принадлежит до сущности веры, то и да пребудут старообрядцы и сынове Грекороссийской Церкви в мире, любви и соединении, яко чада единыя Святыя Собрныя и Апостольския Церкви.

В единоверие сразу же обратилось немало старообрядцев. К примеру, в городе Торжок Тверской епархии, где до этого существовала мощная старообрядческая община, большая часть ее членов, включая местных влиятельных купцов, оставила раскол. Но полицейские меры борьбы со старообрядчеством, практиковавшиеся в царской России, насильное обращение невоссоединенных старообрядцев в единоверие, отнятие у старообрядцев моленных и монастырей и прочие подобные действия, дискредитировали идею воссоединения в глазах многих старообрядцев. К тому же многие из царских чиновников и новообрядческих деятелей свысока смотрели на единоверие и во многом сами же создавали препятствия в его нормальной жизни. Особенно этим прославилось царствование императора Николая I.

Но несмотря на это единоверие существовало и насчитывало немало приходских общин и полтора десятка мужских и женских монастырей по всей России. К примеру, в Уральской области к началу ХХ века было два монастыря, мужской и женский, причем оба они были единоверческие. В 1818 году в Москве началось устройство единоверческой типографии, для которой в 1819 году было куплено оборудование и в следующем 1820 году типография начала свою работу. Синод разрешил переиздавать старопечатные книги, но только с указанием имен русских патриархов, при которых они печатались. Типография просуществовала до самого 1918 года, когда была закрыта советской властью. Ее продукция в прошлом снабжала богослужебной литературой всю старообрядческую Россию, ей пользовались старообрядцы почти всех согласий. До сих пор в подавляющем большинстве старообрядческих церквей можно встретить много книг,

----- <12/13> -----

вышедших из под печатных станков московской единоверческой типографии.

В 1912 году в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский единоверческий съезд, на котором обсуждались текущие вопросы единоверия.

Существует мнение, что после Высочайшего дарования религиозных свобод старообрядцам в 1905-1906 годах, единоверие стало быстро сходить на нет. Этому противоречит ситуация, сложившаяся в этот период во Владимирской епархии, где после 1905 года число единоверческих приходов удвоилось. В уездах, компактно заселенных старообрядцами, частыми были случаи обращения в единоверие местных старообрядцев нетовцев по несколько десятков и даже сотен семейств.

На протяжении всего существования единоверия его члены мечтали о собственном единоверческом епископате. Этот вопрос поднимался единоверцами неоднократно, но каждый раз он наталкивался на сопротивление духовной власти. Положительно он был решен только на Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 годах при патриархе Тихоне. Тогда были введены должности викарных единоверческих епископов в около трех десятков епархий. Правда в течении 1920-1930-х годов большинство епископов были репрессированы. На соборе также обсуждались и многие другие вопросы, касавшиеся старообрядчества и единоверия. Так было решено, что любая приходская община сама могла решить вопрос о своем присоединении к единоверию, если четыре пятых членов общины выразят желание принять старый обряд. Собор окончательно снял запрет на обращение новообрядцев к старообрядческим священникам.

После 1917 года единоверческие общины разделили судьбу всех христианских общин нашей страны. Были закрыты все монастыри и подавляющее большинство церквей. К 1989 году в Русской Православной Церкви оставалось действующими только три единоверческих прихода: в Малом Мурашкине Нижегородской (в те годы - Горьковской) области, единственный в России, а также по одному на Украине и в Латвии. После Тысячелетия Крещения Руси, когда отношение государства к Церкви резко изменилось в лучшую сторону, стали открываться новые

----- <13/14> -----

общины. К настоящему времени их уже не менее пятнадцати. Продолжают также возникать новые.

27 ноября 2000 года Русская Православная Церковь торжественно отметила 200-летие канонического пребывания старообрядных приходов, а именно так теперь решено называть общины единоверцев, в своем лоне. По этому поводу впервые за три с половиной века, прошедших со времени злополучной реформы патриарха Никона, был отслужен молебен по древнему чину в главном храме России - Успенском соборе Московского Кремля. Молебен служили единоверческие священники из разных епархий. В храме было множество молящихся, среди которых были и единоверцы и невоссоединенные старообрядцы. Присутствовали Преосвященные тех епархий, где находятся старообрядные приходы. По окончании молебна в гостиничном комплексе "Даниловский", находящемся за Свято-Даниловым монастырем, состоялась торжественная конференция, посвященная этой знаменательной дате. Ее открыл Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На конференции также были обсуждены многие проблемы, стоящие перед современными старообрядными проходами, канонически пребывающими в лоне Русской Православной Церкви. В настоящее время единоверие переживает новый этап своего возрождения.

----- <14/15> -----

ГЛАВА 2. ЕДИНОВЕРЧЕСКИЕ ХРАМЫ В ГУСЛИЦАХ
в XIX - начале ХХ вв.

Гуслицы - неофициальное название местности на востоке современной Московской области, традиционно населенной почти одними только староверами. Прежде она входила административно в Богородский уезд Московской губернии, занимая его юго- восточный угол, а ныне она представляет собой всю южную половину Орехово-Зуевского района и сопредельные территории Павлово-Посадского, Раменского и Егорьевского районов. К Гуслицам прежде и сейчас часто относят и соседние местности, также населенные старообрядцами, поэтому точно установить их границы довольно сложно. Впервые они встречаются в духовной грамоте князя Ивана Калиты и известны позднее как волость с центром в селе Гуслицы (ныне Ильинский погост) на одноименной реке, от которых название и распространилось на всю местность. Позднее Гуслицкая волость была упразднена, а само название сохранилось и стало известным исключительно благодаря старообрядцам.

До середины XVII столетия эта местность, изобиловавшая неудобными для земледелия песчаными и болотистыми почвами, была малонаселенной. Небольшие поселения имелись преимущественно по Касимовскому тракту. После реформы патриарха Никона, расколовшей Русскую Церковь на никониан и старообрядцев, сюда, в тогда еще глухие леса, бежало немало ревнителей старых обрядов. Благодаря им число гуслицких селений в течении короткого времени достигло более пяти с половиной десятков. Благодаря старообрядцам край постепенно стал процветать и экономически: многие из них заводили свои ткацкие заводы, впоследствии выраставшие в крупные предприятия. Гигантам старообрядческой промышленности обязаны своим

----- <15/16> -----

происхождением все города современного Орехово-Зуевского района: Орехово- Зуево, Ликино-Дулево, Куровское. Купцы-старообрядцы давали работу и возможность разбогатеть и своим землякам-одноверцам. В результате, несмотря на неблагоприятные условия местности, край считался довольно зажиточным. Купцы из староверов-гусляков занимали видное место в обеих российских столицах. К примеру, из гуслицкой деревни Слободищи происходят знаменитые купцы-старообрядцы Рахмановы.

Другой отличительной чертой края была почти поголовная грамотность его населения. В каждой деревне существовали самородные школы, в которых местные старообрядческие келейницы обучали детей грамоте. Эти школы были известны далеко за пределами Гуслиц и в них присылали учиться детей даже из соседних губерний. Многие местные уроженцы, после возникновения в 1846 году Белокриницкой иерархии, были священниками на многих старообрядческих приходах по всей России. В крае были широко развиты иконописание, металлическое литье, переписывание старых дониконовских книг и другие промыслы, связанные со старой верой.

Число православных официального обряда в Гуслицах было крайне невелико. Местные приходы бедствовали и во многом их духовенство существовало за счет подачек со стороны старообрядцев в обмен за недоносительство духовным и светским властям о случаях "открытого проявления раскола".

После Высочайшего утверждения правил о единоверии в 1800 году некоторые из старообрядцев-гусляков присоединяются на их основании к Церкви. До 1917 года в Гуслицах возникли три единоверческих прихода.

Храм Воздвижения Креста Господня в Селине- Давыдове

Старейшим гуслицким единоверческим храмом была церковь во имя Воздвижения Креста Господня в селении Селино-Давыдово Запонорской волости.

Первые гуслицкие единоверцы известны по архивным документам еще с первых лет, последовавших за 1800 годом - каноническим началом единоверия. В исповедных ведомостях московской

----- <16/17> -----

Троицкой единоверческой церкви у Салтыкова моста - старейшем единоверческом храме Московской губернии, в документах за первое десятилетие XIX века можно встретить упоминание о "находящихся в услужении при церкви, Коломенской округи, Гуслицкой волости, вотчины действительного камергера Степана Лопухина крестьянин Сидор Федоров, жена его Ирина Михайлова, сын их Александр...", а также "...той же деревни крестьянин Иван Теплов..." и крестьянин деревни Мальково Мартын Алексеев.4 Это первые документально известные нам гуслицкие единоверцы. Из них, а также из последующих присоединенцев, через какое-то время сложился первый гуслицкий единоверческий приход.

В Центральном Историческом Архиве Москвы сохранилось дело об обращении в 1830-х годах к московским губернским властям крестьян экономической Запонорской волости деревни Короткой Семена Трофимова, деревни Осташковой Дмитрия Афанасьева и удельной деревни Молоковой Бориса Михайлова, а также других гуслицких старообрядцев, с просьбой

Крестовоздвиженская церковь в Селино-Давыдово, фотография начала 1990-х 
г.

Крестовоздвиженская церковь в Селино-Давыдово, фотография начала 1990-х г.

----- <17/18> -----

о дозволении им иметь священника "по примеру Единоверческой церкви".5

В том же архиве сохранилась и клировая ведомость Крестовоздвиженской церкви Селина за 1845 год. Как видно в это время церковь уже существовала, но точный год ее постройки и кем она была сооружена, названо неизвестным. Храм был деревянный, холодный, с таковою же колокольней. При церкви значилось 1925 прихожан мужского пола, в том числе 6 отставных солдат, 459 помещичьих крестьян, 1472 крестьян удельного ведомства. Из них православных (т.е. единоверцев) только шесть удельных крестьян и столько же отставных солдат. Остальные прихожане значились в расколе.

Причт у храма был одноклировый: один священник, один дьячек и один пономарь. Вспомогательный оклад от казны был 142 рубля 83 копейки в год. За церковью значилось 43 десятины 2380 квадратных саженей пашенной земли, 6 десятин 370 кв. саженей сенного покоса, 11 десятин 1050 кв. саженей дровяного и мелкого леса и 3 десятины 7265 кв. саженей усадебной земли.6

20 февраля 1848 года Святитель Филарет Митрополит Московский разрешил причту Крестовоздвиженской единоверческой церкви с. Селина в дни Св. Пасхи ходить с образами по другим приходам для сбора пожертвований, т.к. все крестьяне Селина находились в расколе и церковь не имела православных прихожан.7 Храм был очень бедным и к началу 1890-х годов его здание было уже почти развалившимся.

В 1896 году, по другим данным в 1893-м, известным благотворителем потомственным почетным гражданином Алексеем Васильевичем Смирновым вместо обветшавшей прежней церкви была построена новая, деревянная, на каменном фундаменте, крытая железом, с таковою же колокольней. Внутри храм был оштукатурен и имел две изразцовые печи для отопления.

Строитель храма Алексей Васильевич Смирнов и его супруга Татьяна Яковлевна занимали видное место в истории воссоединения старообрядцев с Русской Православной Церковью в Гуслицах, а также в соседней Владимирской епархии, особенно же в Покровском уезде в конце XIX - начале ХХ веков. Он был родом из крестьян-старообрядцев поморского согласия деревни

----- <18/19> -----

Ликино (ныне - город) Покровского уезда и родился в 1839 году. Примерно между 1859- 1861 годами он вступил в брак с дочерью одного из ревностных сторонников белокриницкой Австрийской иерархии купца Я. И. Жарова - Татьяной. Для этого ему пришлось перейти в белокриницкое согласие, т.к. будущий тесть не желал выдавать свою дочь за человека другой веры. Затем у Алексея Васильевича начинается период духовного поиска, приведший его в конце концов осенью 1873 года в лоно Русской Церкви. После своего воссоединения Смирнов, бывший к тому времени уже богатым фабрикантом, становится известным как ревностный противораскольничий миссионер и крупный благотворитель. Он помогает бедным, строит школы, храмы. С 1898 года Алексей Васильевич становится членом единоверческого Братства Святителя Петра Митрополита для которого оказал немало неоценимой помощи, прежде всего материальной. Он очень любил помогать бедным единоверческим приходам. В Гуслицах, помимо Селинского храма им была построена каменная церковь в Малькове. Во Владимирской епархии Смирнов построил на свои средства обширный деревянный единоверческий храм в деревне Таранове Гороховецкого уезда, вместе с домами причта, на что было затрачено более 30 тысяч рублей. В том же уезде им же были построены единоверческие храмы в селениях Микляево и Польцо. Умер Алексей Васильевич Смирнов в 1916 году.8

В 1894-1903 годах в Крестовоздвиженском храме священствовал однофамилец известного благотворителя священник Владимир Александрович Смирнов. В Селино-Давыдово он попал сразу же после окончания семинарии и в течении восьми лет с честью держал здесь знамя Церкви, принимая активное участие в попытках воссоединения местных старообрядцев. Отец Владимир состоял законоучителем при трех местных училищах, имея до 250 учащихся одновременно. Сложность работы в этом крае окончательно подорвали и без того слабое здоровье священника. В 1903 году его переводят на служение в храм села Прусы Московского уезда, где 13 марта 1904 года он умер.9

Согласно клировой ведомости на 1916 год Крестовоздвиженский храм имел один престол во имя Воздвижения Креста Господня. Церковь была достаточна утварью. По штату положено

----- <19/20> -----

было при ней один священник и один псаломщик. Из казны на храм ежегодно поступало 514 рублей 50 копеек, кружечных доходов за тот год было всего 60 рублей 75 копеек. Другими источниками доходов названы аренда земли (86 рублей в год) и проценты с неприкосновенного капитала 4 рубля 50 копеек в год. Дома для священно и церковнослужителей, деревянные, были построены все тем же А. В. Смирновым в 1906 году и составляли собственность единоверческого миссионерского Братства Св. Петра Митрополита. Смирнов построил также в 1909 году и церковную сторожку.

В приходе церкви было пять церковноприходских и две земских школы. Собственно церковная школа селинской церкви помещалась в доме принадлежащем Братству и содержалась на средства попечителя П. Л. Воробьева - 200 рублей в год. В 1916 году в ней обучалось 46 мальчиков и 17 девочек.

В храме с 14 марта 1905 года священствовал о. Федор Николаевич Ефимов, 51 года. К церкви также был приписан священник о. Александр Николаевич Некрасов, 38 лет, учитель Гуслицкой второклассной школы. При селинском храме он был с 1 сентября 1907 года. С 5 января 1901 года обязанности псаломщика при Крестовоздвиженской церкви исполнял местный крестьянин Косма Абрамов Яковлев.

В приходе селинской единоверческой церкви было 30 дворов с 67 мужчин и 61 женщиной, которые были разбросаны по деревням: Селино-Давыдово (4 двора, 7 м., 8 ж.), Елизарово (1 двор, 4 м., 3 ж.), Заволинье ( 16 дв., 37 м., 36 ж.), Куровская (3 дв., 9 м., 7 ж.), Беливо (3 дв., 6 м., 4 ж.), Костино (1 дв., 1 м., 2 ж.), Гора (1 дв, 1 м.), Яковлевская (1 дв., 2 м., 1 ж.). Причем все дворы в самом Селине принадлежали причту храма. Кроме того в деревнях прихода значилось 1726 дворов раскольников (5413 мужчин и 5481 женщин).10

В 1930-х годах храм Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня в Селино-Давыдово был закрыт безбожными властями и в нем устроено зернохранилище. По воспоминаниям историка Гуслиц, почетного гражданина Орехово-Зуевского района Устиньи Григорьевны Андрияновой, вплоть до начала 1950-х годов местное население бережно сохраняло внутреннее убранство

----- <20/21> -----

храма, включая даже лампады перед иконами. Когда ветром разбивало оконные стекла, то их сразу же заделывали. Разграблен и окончательно поруган храм был уже позже. Его здание затем перенесли на другое место, в нем одно время был спортзал. В первой половине 1990-х годов церковь сгорела.

Храм Рождества Христова в Малькове

После удаления из Гуслиц основателя и первого настоятеля местного новообрядческого Спасо-Преображенского миссионерского монастыря игумена Парфения, произошедшего в середине 1872 года, возможность проводить здесь свою миссионерскую деятельность получил известный единоверческий архимандрит, выходец из беспоповского старообрядчества, о. Павел Прусский. Прежде, ввиду неприязненных взаимоотношений между оо. Павлом и Парфением, который также будучи прежде старообрядцем, после своего присоединения к Церкви возненавидел все, что было связано с древним обрядом, даже в форме единоверия, о какой-либо деятельности по воссоединению местных старообрядцев

Храм Рождества Христова в Малькове.

Храм Рождества Христова в Малькове.

----- <21/22> -----

на основе правил единоверия говорить не приходилось. Когда нелюбимый ни старообрядцами-гусляками, ни даже братией собственного монастыря Парфений был смещен с должности духовным начальством и удален в Гефсиманский скит при Троице- Сергиевой лавре, Павел Прусский и основанное им миссионерское Братство Св. Петра Митрополита смогли начать свою работу по обращению населения гуслицких деревень. Павел Прусский и его Братство не пользовались особым успехом у местных старообрядцев в силу того, что единоверие, существовавшее в Никольском единоверческом монастыре в Москве, настоятелем которого был о. Павел и в котором базировалось Братство, заметно отличалось от настоящего старообрядческого и единоверческого обряда. Немногие обращавшиеся в единоверие после миссионерских бесед обычно отправлялись в Москву в Никольский монастырь, где и совершался чин их перевода.

В 1874 году к единоверию присоединился крестьянин деревни Мальково Рудневского прихода Андрей Степанов. Он происходил из среди местных старообрядцев белокриницкого окружного согласия, с детства, равно как и почти все дети гуслицких деревень был научен грамоте и церковному пению по крюкам, знал богослужение. В общественной мальковской моленной Андрей считался усердным прихожанином, пел на клиросе. Старался посещать каждую церковную службу. Каждый год бывал на исповеди у своего духовного отца старообрядческого священника Семена Епифанова, жившего в деревне Шувоя в семи верстах от Малькова. Епифанов был протопопом над всеми гуслицкими старообрядческими окружными священниками. Заметив усердие к богослужению у Степанова, он благословил его принять должность уставщика при общественной моленной. Степанов исполнял эту должность на протяжении нескольких лет: читал Евангелие, кадил иконы, пел панихиды по усопшим. Андрей был человеком духовно ищущим и любил читать различную литературу. В 1872 году ему в руки попала книга "Восемь вопросов, поданных в Московский Духовный Совет бывшими членами Белокриницкой иерархии", резко изменившая его взгляды. Эту книгу Степанов читал своим землякам-старообрядцам, пытаясь объяснить важность изложенных в ней вопросов. Об этом сразу

----- <22/23> -----

же сообщили Семену Епифанову, который приехал разбираться в Мальково. Беседа с Степановым положительного результата не принесла. Большая часть мальковцев слушать Андрея не желала, но пять человек селян все же оказались на его стороне.

В 1873 году, 30 ноября по старому стилю, в деревню Авсюнино того же Рудневского прихода посетил Павел Прусский. Он прибыл вместе с новым настоятелем Спасо-Гуслицкого монастыря о. Иеронимом для миссионерской беседы с местными старообрядцами. Во время этого мероприятия состоялось знакомство о. Павла с Андреем Степановым, который к нему быстро расположился и стал звать к себе в Мальково вместе с о. Иеронимом. Уже 1 декабря того же года оба отца-миссионера ответили на приглашение своим визитом. Степанов принял их к себе в дом и пригласил на беседу односельчан. Беседа затем продолжилась в доме местного старообрядца- беспоповца Артема Андреева. Доводы Павла Прусского сильно подействовали на Андрея и некоторых его односельчан. В начале 1874 года Андрей Степанов и еще двое мальковцев - Лазарь Иванов и Савва Давыдов, решили присоединиться к Церкви на правилах единоверия. Чин присоединения совершил сам Павел Прусский в своем Никольском единоверческом монастыре в Москве. В 1876 году к единоверию присоединилась жена Андрея Степанова и остальные члены его семейства, числом до десяти человек. После такого поворота события на Степанова ополчились его бывшие одноверцы, крайне недовольные его отступлением от окружного согласия и уводом всего своего семейства. Степанов же вместе с двумя своими собратьями по обращению начал работу по проповеди единоверия среди жителей рудневского прихода на ежесубботнем базаре, устраиваемом в самом селе Рудня. Эти беседы не остались без плода: в 1883 году к единоверию присоединились брат Андрея Григорий Степанов, а также крестьяне Малькова Иван Савельев, Евтей Иванов, Макар Лукьянов, Федор Устинов, Матвей Ульянов и Емельян Савельев со своими семействами. Для совершения чина присоединения также ездили в Москву к Павлу Прусскому.11 В деревне было уже достаточно единоверцев для открытия здесь самостоятельного прихода.

В 1884 году мальковские крестьяне-единоверцы обратились к священнику рудневского прихода о. Матвею Преображенскому

----- <23/24> -----

с просьбой отслужить в их деревне общественный молебен по единоверческому чину. О. Матвей обратился за разрешением в Московскую Духовную Консисторию, откуда был получен следующий ответ: "...пока мальковские крестьяне не имеют единоверческого священника и единоверческого храма обряды совершать по православной церкви..."12 Новообращенным единоверцам не оставалось делать ничего другого, как добиваться устроения в своей деревне единоверческого прихода с церковью и священником.

Единоверческий молитвенный дом в Малькове был построен в первой половине 1888 года. Его сооружение курировали сам Павел Прусский, настоятель Спасо- Преображенского Гуслицкого монастыря игумен Иероним и казначей Никольского единоверческого монастыря игумен Филарет. На строительство шли доброхотные пожертвования разных благодетелей, прежде всего Алексея Васильевича Смирнова, передававшиеся через о. Павла. В священники к новоустроенной моленной, по избранию прихожан был рукоположен Андрей Степанов, который и был отныне местным единоверческим священником до 1916 года. Молитвенный дом был открыт через совершение в нем водосвятия и окропление стен Святой водой. Вскоре было признано необходимым обращение моленной в церковь, так как для этого не требовалось особых затрат, а нужны были всего лишь алтарные принадлежности, вскоре приобретенные. Прихожане желали, чтобы освящение храма совершали знакомые им не первый год оо. Павел и Иероним, при участии других священнослужителей. Но архимандрит Павел Прусский к тому времени был уже сильно болен и не смог приехать на место. С разрешения духовных властей освящение храма во имя Рождества Христова было совершено 18 декабря 1888 года игуменом Иеронимом в сослужении прибывших из Никольского монастыря иеромонаха Мелхиседека и иеродиакона Иоанна. Помимо прихожан храма на освящении было много местных старообрядцев, собравшихся посмотреть на редкое в этих краях торжество. Участие в освящении старообрядной единоверческой церкви игумена новообрядческого Спасо-Гуслицкого монастыря Иеронима вызвало определенные проблемы с благочинным единоверческих приходов Московской епархии, настоятелем

----- <24/25> -----

Никольского храма на Рогожском кладбище о. Виталия Лебедева и священником московской Троицкой единоверческой церкви у Салтыкова моста о. Иоанна Звездинского, недовольных также искажением старого обряда, которое сплошь и рядом допускали Павел Прусский и его сподвижники из Никольского единоверческого монастыря и Братства Св. Петра Митрополита. Подобная практика и приводила к тому, что Братство и проповедуемый им искаженный вариант единоверия не пользовались особым успехом у старообрядцев-гусляков, крайне трепетно относившихся к древнему богослужению.13

В Мальковском приходе после его открытия насчитывалось всего 6-8 семейств прихожан. Другие старообрядцы в "прусское" единоверие, в котором в отличие от обычного старообрядческого и единоверческого обряда допускались всевозможные отклонения, идти не желали. Примерно в 1889 году, в ночь под Рождество мальковцы были разбужены звоном колокола. Поначалу люди решили, что о. Андрей Степанов раньше начал служить всенощную, и только затем уже, когда зарево осветило всю местность, поняли, что случился пожар и горит единоверческий храм. Пожар случился внутри церкви, полностью сгорела как сам храм, так и его внутреннее убранство, включая несколько крупных икон, отнятых в свое время при разорении полицией моленной в деревне Селиваниха.14

В 1895 году в Малькове была построена взамен сгоревшей и освящена 10 сентября по старому стилю новая каменная церковь с небольшой колокольней на столбах. Произошло это тщанием церковного старосты Герасима Петровича Потряшова и ряда других лиц, преимущественно жертвователей со стороны, среди которых главную роль играл Алексей Васильевич Смирнов. Церковных же сумм было затрачено семь тысяч рублей. В храме был всего один престол во имя Рождества Христова. Утварью, как отмечалось, храм был достаточен, по штату полагался священник и псаломщик, жалования было положено священнику 588 р., псаломщику - 196, церковной земли - 1 десятина, 250 квадратных сажен. Дома для священно- и церковнослужителей были построены Алексеем Васильевичем Смирновым в 1912 году. При храме была деревянная сторожка.

----- <25/26> -----

В клировых ведомостях за 1909 год священником Христорождественской церкви в Малькове упоминается все тот же отец Андрей Степанов, которому в тот момент было уже 76 лет.

В этом документе упоминается, что в апреле 1906 года за свое ревностное служение Церкви Божией он был награжден набедренником священномучеником Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским Владимиром, впоследствии Киевским и Галицким, прославленным ныне Православной Церковью в лике святых. При о. Андрее находилось его семейство в составе его жены, 79-летней Александры Савельевой, и детей: Никона (55 лет), Петра (49 лет), Тихона (46 лет) и Луки (42 лет). Обязанности псаломщика исполнял младший сын священника, Василий Андреев Степанов, 37 лет, имевший звание потомственного почетного гражданина. Упоминалось, что он обучался в Москве, в Никольском единоверческом монастыре в келье самого архимандрита Павла Прусского, где приготовлял себя к церковному служению. В 1898 году он был допущен к исполнению псаломщических обязанностей в церкви селения Мальково Преосвященным епископом Тихоном, викарием Московской епархии. В следующем, 1899 году, другим викарием Московским, епископом Парфением Можайским, он снова был утвержден на должности псаломщика этой церкви и посвящен в стихарь. С 1898 года Василий Степанов также состоял законоучителем при новоустроенной мальковской школе грамоты. При нем находилась жена Екатерина и семеро детей в возрасте от двух до одиннадцати лет.15 В приходе Христорождественской в Малькове церкви в 1909 году было 22 двора: 16 в самом Малькове (59 мужчин и 50 женщин), 3 - в Авсюнине (7 и 9), по одному - в Понарине (1 и 1), Богородском (1 мужчина) и Абрамовке (3 мужчины и 2 женщины).

Согласно клировым ведомостям Христорождественской единоверческой церкви в селении Мальково за 1916 год, в ней с 27 мая 1916 не было священника. Молитвой прихожан руководил исправляющий должность псаломщика местный крестьянин Никон Андреев Степанов шестидесяти лет, старший сын прежнего настоятеля о. Андрея Степанова, к тому времени скорее всего уже покойного. За исправление должности от Святейшего

----- <26/27> -----

Синода ему полагалось получать 98 рублей и еще столько же казенного жалования. Старостой храма был его одногодок Петр Леонтьевич Воробьев. Последний имел награды за свою деятельность - малую золотую медаль 1904 года за Понаринскую школу и Орден Святой Анны 3-й степени, полученный в апреле 1915 года. Прихожан Христорождественской церкви в это время было всего 16 дворов (46 мужчин и 41 женщина), проживавших исключительно в самом Малькове.16 Куда делись упоминаемые в 1909 году шесть дворов в других селениях, неизвестно. В Авсюнинской церкви в этом году совсем не значится прихожан, поэтому отойти к ней они не могли.

По некоторым данным накануне 1917 года настоятелем единоверческого храма Рождества Христова в деревне Мальково был упоминавшийся выше младший сын о. Андрея Степанова Василий, значащийся в 1909 году псаломщиком. Согласно тех же сведений в 1917 же году он был убит.17 Сразу же после революции мальковский храм был захвачен окружниками, которые устроили в нем моленную, вторую в данном селении. В Центральном Муниципальном Архиве Москвы сохранились документы о регистрации мальковской старообрядческой окружной общины за 1927 год. У нее было два молитвенных здания: летняя зимняя моленная и летний каменный храм, представлявший собой прежнюю единоверческую церковь. В последнем, имевшем размеры 26 на 14 аршин, был четырехъярусный иконостас, липовый, резной, с 35 иконами. Также сохранялось и другое храмовое имущество. В церкви служил во все воскресные и праздничные дни на общественных началах уставщик Никифор Иванович Смирнов, 72 лет, из крестьян деревни Мальково. Понедельно приходил служить и старообрядческий священник из селения Богородского, к приходу которого принадлежали Мальковские старообрядцы, о. Иван Трофимов.18 Окончательно закрыт мальковских храм был в 1930-х годах и использовался как зернохранилище. Сразу после войны, в 1946 году, мальковский храм чуть было не был снесен местными властями.19

В настоящее время здание храма во имя Рождества Христова в селении Мальково стоит пустым, постепенно разрушаясь.

----- <27/28> -----

Храм Святителя Петра Митрополита в Авсюнине

С 1892 года в селении Авсюнино была открыта Братством Петра Митрополита школа. Через какое-то время возникла насущная потребность открытия при ней единоверческого прихода. 14 октября 1904 года Святейший Синод направил указ на имя Преосвященного Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, который гласил: "Согласно представлению Вашего Преосвященства и заключению Хозяйственного Управления, Святейший Синод определяет: при единоверческой церкви-школе в деревне Авсюнине, Богородского уезда, открыть самостоятельный единоверческий приход с причтом из священника и псаломщика и назначить на содержание их по восьмисот рублей в год, в том числе священнику - 600 руб, и псаломщику 200 руб., с отнесением сего расхода, со дня назначения причта и не ранее, как с 1 января 1905 года за счет кредита, ассигнованного от казны... О чем уведомить Ваше Преосвященство Указом".20

Храм Святителя Петра Митрополита в Авсюнине.

Храм Святителя Петра Митрополита в Авсюнине.

----- <28/29> -----

Церковь святого Петра Митрополита была достроена только в 1905 году, "тщанием неизвестного жертвователя" и освящена 23 мая того же года Преосвященным Серафимом епископом Можайским, викарием Московской епархии в сослужении местного настоятеля о. Георгия Клюева и прибывшего из Москвы единоверческого духовенства. Первоначально предполагалось что храм освятит бывший председатель Братства Петра Митрополита епископ Трифон Дмитровский, принимавший живое участие в деле устройства церкви, но тот не смог в виду болезни. Тот же неизвестный жертвователь, давший необходимую сумму на постройку храма, строил и дома для причта. В храме был один престол, рядом с церковью стояла простая колокольня на столбах. Согласно клировым ведомостям за 1916 год, при единоверческой церкви Петра Митрополита совсем не имелось прихода, так как она большей частью обслуживала нужды Авсюнинской школы. При храме полагалось быть священнику и псаломщику с общим жалованием причту 800 рублей. Церковной земли было всего 594 квадратных сажен. В церковной школе обучалось 41 мальчик и 29 девочек, все они были дети старообрядцев. Московское Братство Петра Митрополита ежегодно выделяло на содержание Авсюнинской школы 500 рублей. При церкви священствовал о. Георгий Васильев Клюев, 39 лет, назначенный сюда еще в самом начале. Он же состоял законоучителем при школе. Псаломщиком был 28-летний крестьянин Иван Анисимов Рыжов, выпускник Гуслицкой второклассной школы и Коломенского Духовного училища.21

В журнале "Братское слово" за 1905 год есть подробное описание устройства единоверческого храма во имя Петра Митрополита в Авсюнине:

Церковь при школе имеет внутри 17 аршин в длину, 12 аршин в ширину и 11 аршин в высоту; примыкает к школе непосредственно и соединяется с оною тремя дверями, на половину застекленными.

Алтарь.

Престол и жертвенник дубовые; верхние доски на обоих липовые; срачицы полотняные; одежд на престол и жертвенник с пеленами на оные две перемены: из желтой пряденной парчи,

----- <29/30> -----

другая из коричневого демикатона; пелены шелковые бордового и синего цвета. На горнем месте икона: Сошествие Св. Духа на апостолов - в иконостасе; пред иконою - лампада бронзовая.

У престола на тумбах: Крест, икона Божией Матери и икона Святителя Петра Митрополита.

На жертвеннике - небольшой Крест с предстоящими, деревянный.

У престола - семисвечник и два по сторонам подсвечника серебряные с позолотою.

Над царскими вратами икона Спасителя Нерукотворного. Завеса из шелковой лиловой материи.

Церковь.

Предалтарный иконостас деревянный, не крашенный, в три яруса, местами убран резьбою; вышина - 95 аршин, ширина - 12 аршин, в первом ряду местные иконы: Спасителя, Богоматери, св. Петра Митрополита и св. Николы Чудотворца; в царских вратах - Благовещение и четыре Евангелиста; на боковых дверях Стефан и Лаврентий св. архидиаконы; во втором ярусе: над царскими вратами Тайная Вечеря и двенадцать икон - двунадесятые праздники; в третьем ярусе: икона Спасителя с Богоматерью и Предтечею и двенадцать икон - апостолы и пророки; заканчивается иконостас Крестом.

Перед иконостасом - два клироса, одинаковые с иконостасом.

Проект храма в Авсюнине (ЦИАМ, ф. 54, оп. 156, д. 437, л. 20).

Проект храма в Авсюнине. Был выполнен с упрощениями (ЦИАМ, ф. 54, оп. 156, д. 437, л. 20).

----- <30/31> -----

За правым клиросом - икона-святцы - двенадцать месяцев на одной доске.

За левым клиросом - Животворящий Крест с предстоящими на Голгофе.

У клиросов две хоругви - деревянные иконы на древках.

Иконы все как в алтаре, так и в церкви греческого письма под Строгановский стиль, в расках с золотом, венцы золоченые.

Пред иконостасом - четыре, за клиросами - два и выносных два подсвечников, все серебряные с золочением.

Паникадило в два яруса на 18 свечей, одинаковое с подсвечниками.

Прочая утварь.

Сосуд, дискос и ковш, напрестольный Крест и малый крест - серебряные; Евангелие в лист и малое - в бархате, в бронзовых украшениях.

Два кадила, водосвятные чаши - большая и малая, два кропила, блюдо для освящения хлебов, три блюда разной величины, ковчег (второй) для теплоты, кувшин для святой воды, фонарь, пасхальница золоченая и прочие мелочи - все металлические.

Священнические облачения.

Всех облачений пять: одно из белой пряденой парчи, одно из желтой пряденой парчи, одно из коричневого желтого демикатона и одно (великопостное) из черного манчестера - все с принадлежностями и с апликовою отделкою.

Подризников два: один бордового цвета, другой синего цвета - оба шелковые.

Прочие ризничные вещи.

Стихарь диаконский один, из коричневого шелкового демикатона, с принадлежностями.

Лопасти к хоругвям, бордовые шелковые.

Аналойные две одежды из коричневого шелкового демикатона и таковые же две пелены к ним.

Одежды на столики три: одна из голубого репса, другая из зеленой материи и третья из желтой парчи - отделана аплике.

Плат и два илитона для антиминса - все шелковые.

Три воздуха: один из белой, другие из желтой пряденой парчи и третьи (великопостные) из черного манчестера.

----- <31/32> -----

Полотенец шесть - полотняных и холщевых.

Богослужебные книги.

Евангелие толковое, Апостол, Служебник, Потребник, Канонник, Псалтырь, Часослов, Триодь Цветная, Триодь Постная, Минея Праздничная, Минея Общая, Церковное Око, Октай на все гласы, Златоуст и Житие Святителя Николы, - все книги в кожаных переплетах.22

Поскольку храм Святителя Петра Митрополита в Авсюнине был при школе и считался домовым, его закрыли очень рано, сразу же после 1917 года. В самом начале 1920-х годов в этом здании уже был клуб. Куда делось церковное имущество, точно не известно, но скорее всего оно разошлось по соседним старообрядческим моленным. В настоящее время в помещении бывшей церковно-приходской школы по прежнему размещается авсюнинский клуб, а помещение церкви находится в заброшенном полуруинированном состоянии. Община храма в Куровском начала работу по возрождению авсюнинского храма.

----- <32/33> -----

ГЛАВА 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ ГУСЛИЦКОГО ЕДИНОВЕРИЯ В 1990-х ГОДАХ

Приход храмов Спаса-Преображения и Иоанна Лествичника в городе Куровское

Казалось бы после 1920-1930-х годов на существовании единоверческих общин в Гуслицах была поставлена точка. Храмы были закрыты, немногочисленные верующие рассеяны. Но Промыслом Божиим все вышло по-иному.

После празднования Тысячелетия Крещения Руси отношение к вере в нашей стране изменилось. Стали открываться поруганные

Храмы единоверческого прихода в г. Куровское.

Храмы единоверческого прихода в г. Куровское.

----- <33/34> -----

Храм Преображения Господня.

Храм Преображения Господня.

Храм Иоанна Лествичника.

Храм Иоанна Лествичника.

----- <34/35> -----

Поднятие креста на храм Иоанна Лествичника. 3-я неделя Великого Поста 
1998 г.

Поднятие креста на храм Иоанна Лествичника. 3-я неделя Великого Поста 1998 г.

Освящение храма Иоанна Лествичника в Куровском. 19 ноября 2000 
г.

Освящение храма Иоанна Лествичника в Куровском. 19 ноября 2000 г.

----- <35/36> -----

Епископ Видновский Тихон с духовенством, принимавшим участие в 
освящении храма.
Слева направо: иеродиакон Димитрий (Москва), настоятель храма о. Димитрий, 
Владыка
Тихон, священноинок Петр (Москва), о. Леонтий (Н.-Тагил), о. Сергий 
(Осташево).

Епископ Видновский Тихон с духовенством, принимавшим участие в освящении храма. Слева направо: иеродиакон Димитрий (Москва), настоятель храма о. Димитрий, Владыка Тихон, священноинок Петр (Москва), о. Леонтий (Н.-Тагил), о. Сергий (Осташево).

Слева направо: представитель губернатора Московской обл. в Орехово-
Зуевском
р-не П. И. Ткачук, мэр г. Куровское В. А. Егерев, Владыка Тихон, глава 
администрации 
Орехово-Зуевского р-на А. П. Филлипов. 19 ноября 2000 г.

Слева направо: представитель губернатора Московской обл. в Орехово-Зуевском р-не П. И. Ткачук, мэр г. Куровское В. А. Егерев, Владыка Тихон, глава администрации Орехово-Зуевского р-на А. П. Филлипов. 19 ноября 2000 г.

----- <36/37> -----

прежде храмы и монастыри, народу была дана возможность возвратиться к Богу. После безбожных гонений старообрядческие храмы-моленные уцелели только в нескольких гуслицких деревнях: Слободищи, Устьяново, Губино, Алешино, Шувое... Все они принадлежат исключительно к белокриницкому окружному согласию, что оставило староверов других согласий без своих мест богомоления. Память же о том, в какие моленные ходили отцы и деды, какой веры они держались, в Гуслицах сохраняется крепко до сих пор. Также не чужд гуслякам и духовный поиск. К 1994 году группа местных христиан-старообрядцев, которую возглавляла почетный гражданин Орехово-Зуевского района, уроженка гуслицкой деревни Степановка, старообрядка неокружного согласия, местный историк Устинья Григорьевна Андриянова, после тщательного изучения документов, касающихся истории русского раскола XVII века и других исторических свидетельств, решили присоединиться к Русской Православной Церкви на правилах единоверия. Весной того же года в Куровское впервые приехал единоверческий священник о. Димитрий Кузнецов и состоялось его знакомство с Устиньей Григорьевной. Первые богомоления прошли в малом зале городского Дворца Культуры. Затем о. Димитрий и Устинья Григорьевна нашли пустующее полуразобранное здание по Советской улице, которое до 1917 года принадлежало купцу Кудрявцеву. Обратились к мэру города Виктору Альбертовичу Егереву, который в считанные минуты оформил передачу здания создаваемой общине. Это было 20 апреля 1994 года. 30 мая в Московской епархии была зарегистрирована единоверческая община и ей был выдан гражданский устав. 27 июля было получено свидетельство о регистрации, а указом митрополита Крутицкого и Коломенского Иувеналия от 14 июля отец Димитрий Кузнецов был назначен настоятелем новоустроенной Общины, храм которой было решено освятить во имя Преображения Господня, как и древний храм, основанный в этих местах еще Святителем Фотием, митрополитом Московским, а затем и новообрядческий монастырь и местная моленная, также считавшиеся его преемниками. Приготовить помещение к службе стоило больших трудов, но с Помощью Божией 4 декабря на праздник Введения состоялась первая служба. К престольному празднику Преображения Господня следующего

----- <37/38> -----

года уже с восточной стороны здания был пристроен алтарь и устроена главка с Крестом. В храм потянулись старообрядцы из Куровского и многих окрестных деревень. Сложился большой крепкий приход. В деле ремонта церковного здания, придания ему должного благолепия участвовали очень многие гусляки. Возникла идея построения рядом и нового кирпичного храма. 16 февраля 1996 года глава Орехово-Зуевского района А. П. Филлипов своим постановлением выделил общине участок рядом с существующей церковью в 0,52 га, с учетом закладки здесь же каштанового парка. Закладка нового храма, который было решено освятить в память Преподобного Иоанна Списателя Лествицы, состоялась осенью того года. Дело его строительства также привлекло много местных благодетелей и к осени 2000 года храм был готов к освящению.23

Надолго запомниться жителям города Куровское и прихожанам храма из других населенных пунктов день 19 ноября 2000 года. В этот день состоялось торжественное освящение новопостроенного храма во имя Преподобного Иоанна Списателя Лествицы. Храм по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Иувеналия освятил епископ Видновский Тихон, викарий Московской епархии. Чин Великого освящения был совершен по старому обряду. Преосвященному Тихону сослужили единоверческие священники: настоятель храма священноиерей Димитрий Кузнецов, священноинок Петр (Васильев) из Москвы, священноиерей Сергий Пшенко из села Осташево Воскресенского района, священноиерей Леонтий Колногоров из г. Нижнего Тагила Свердловской епархии и иеродиакон московского Свято-Данилова монастыря Димитрий. Пели два хора певцов-единоверцев: местный и из московского единоверческого храма Николы в Студенцах. После освящения храма был совершен крестный ход с троекратным обхождением храма посолонь. Затем после чтения часов на новоосвященном престоле была отслужена первая Божественная Литургия, по окончании которой владыка сказал поучение о значении храма для христиан и благословил благодарственными грамотами мэра города Куровское В. А. Егерева, благодетелей храма: И. Т. Комиссарова, Козеннова В. Я., Степнову М. Д., Андриянову У. Г. Благословенной грамотой

----- <38/39> -----

был награжден глава Орехово-Зуевского района Алексей Павлович Филиппов. После все собравшиеся проследовали в приходской дом, где общиной храма была предложена трапеза.

В планах общины дальнейшее украшение обоих храмов, благоустройство территории, а также возрождение других единоверческих храмов в Гуслицах.

Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Осташево Воскресенского района

Прежде эта местность входила в состав Бронницкого уезда, являясь в нем одним из глухих старообрядческих "углов". Иногда ее также причисляют к Гуслицам, вблизи которых, рядом с границей прежнего Богородского уезда, она находится, составляя как бы один сплошной массив староверческих селений. В селе Осташеве с 1763 года стоит каменное здание новообрядческого храма во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, построенное одним из владельцев села князем Шаховским. В XIX столетии к нему пристроили маленькую колокольню, а в 1907 году - Троицкий придел. В 1930-х годах храм был закрыт,

Храм Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы в Осташеве.

Храм Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы в Осташеве.

----- <39/40> -----

все находившиеся в нем иконы сожжены, уцелела только храмовая Владимирская икона, пожертвованная уже в наше время в этот храм дочерью последнего диакона.

Для живших в селе и его окрестностях старообрядцев белокриницкого согласия существовала деревянная моленная, которая также как и новообрядческий храм была посвящена Владимирской иконе Богородицы. Она была закрыта в 1928 году и в ней устроен сельский клуб. После Великой Отечественной войны местные старообрядцы неоднократно пытались добиться ее открытия, но безуспешно. В 1970-х годах здание бывшей моленной сгорело.

В самом начале 1990-х годов среди старообрядцев Осташева и окрестностей возникло движение за присоединение к Русской Православной Церкви на правилах единоверия. Эту инициативу поддержал и благочинный Воскресенского района игумен Иннокентий (Язвиков). На Вход Господень в Иерусалим в 1991 году сюда впервые приехал служить единоверческий священник Сергий Пшенко. В июне того же года он был уже официально назначен на этот приход митрополитом Крутицким и Коломенским Иувеналием. Поскольку старообрядческая моленная не сохранилась, а приверженцев нового обряда в селе почти не осталось, было решено передать новообразованной единоверческой общине каменный новообрядческий храм. Храм достался новому настоятелю в заброшенном и полуразрушенном состоянии. Его освящение было совершено архиепископом Григорием Можайским викарием Московской епархии только в сентябре 1996 года. В настоящее время в Владимирском единоверческом храме села Осташево не менее 200 активных прихожан, приживающих как в самом селе, так и в поселках Лопатинский, Фосфоритный, деревнях Барановская и Потаповская. Большинство старообрядцев деревень Харлово, Елкино и Новочеркасская продолжают ездить на моления в белокриницкие храмы города Егорьевска, деревень Алешино и Слободищи. Прежде здесь было значительно больше староверческих селений, но во второй половине ХХ столетия, в связи с разработкой фосфоритов не менее шести деревень были ликвидированы и их жители переселены в крупные поселки.

----- <40/41> -----

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Более 350 лет прошло со времени печально известной никоновской церковной реформы. Ее последствия все это время были незаживающей кровоточащей раной на теле Русской Церкви. Один Бог ведает сколько пришлось выстрадать и вынести русским людям, не пожелавшим слепо повиноваться прихотям амбициозного патриарха. Сколько было преследований, пыток, костров, "гарей"! Скольким верным чадам нашей Православной Руси пришлось для того, чтобы сохранить духовную чистоту и самобытность оставляя все скрываться по лесам и даже уходить на чужбину, в Польшу и Османскую империю. Не меньшим подвигом

Прихожане храма в Куровском на торжественном молебне в Успенском соборе
Московского Кремля. 27 ноября 2000 г.

Прихожане храма в Куровском на торжественном молебне в Успенском соборе Московского Кремля. 27 ноября 2000 г.

----- <41/42> -----

было и продолжение сохранения старых обрядов в лоне реформированной Церкви, несмотря на политику откровенного геноцида всего не никоновского. Официальное учреждение в 1800 году единоверия создало мост между русскими людьми исповедующими старый и новый обряды и возможность постепенного уврачевания пагубного разделения. Но к сожалению неопределенный статус тогдашнего единоверия, а еще более использование его определенными церковными кругами в качестве оружия для борьбы с старообрядчеством, в значительной мере подорвали это благое начинание. Епархиальные и полицейские власти на местах очень часто насильно обращали старообрядцев в единоверие, что особенно было характерно для времени царствования императора Николая I. Единоверцам передавались отнятые у староверов храмы, монастыри, книги, иконы и церковная утварь. Разумеется, это не способствовало популярности единоверия среди старообрядцев других согласий, а наоборот отталкивало их.

В настоящее время ситуация во многом изменилась. С выходом из под жесткого государственного контроля Русской Православной Церкви и восстановлением в ней патриаршества в 1917 году изменилось отношение и к единоверию. Его приверженцам наконец-то дозволили иметь свой викарный епископат. В Московской епархии в 1921-1922 годах был свой викарный единоверческий епископ Богородский Никандр (в миру - Николай Павлович Кудрявцев, кандидат богословия, преподаватель Московской Духовной Академии, 15.11.1884- 30.10.1923). Наступившие сразу же после этого времена безбожных гонений на Церковь во многом сплотили верующих русских людей перед лицом общей угрозы. Появилась возможность нормального диалога между Русской Православной Церковью и различными старообрядческими согласиями. Русские люди устали от расколов и разделений. Перед лицом новой угрозы, идущей на Россию с запада, несущей в себе полный отказ от духовных корней, разврат, поклонение всякого рода бесовщине, необходимо сплочение всех здоровых сил русского общества, объединение всех разрозненных частей Русской Церкви. Трех с половиной вековой раскол необходимо преодолеть. То, что в Русской Православной Церкви могут сосуществовать два обряда, доказано временем.

----- <42/43> -----

И старый и новый обряды признаны равночестными и равноспасительными на Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году. В 1974 году признала равноспасительность древних обрядов с новыми и Русская Зарубежная Православная Церковь, которая осенью 2000 года принесла покаяние перед старообрядчеством за прежние гонения.24 В настоящее время даже во многих храмах нового обряда все чаще и чаще можно встретить элементы старообрядческого богослужения, в первую очередь знаменное пение. Во многих церковных лавках можно встретить иконы, написанные по старому, медное литье, что в каком-нибудь XIX веке считалось за "оказательство раскола".

Особые отношения складываются у Русской Православной Церкви и Древлеправославной Поморской Церковью Латвии. 3 июня 1999 года в Москве состоялась историческая встреча председателя Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и председателя Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии старшего наставника Рижской Гребенщиковской общины о. Иоанна Миролюбова. На этой встрече был подписан Меморандум, состоящий из десяти пунктов:

1. Впредь категорически избегать по отношению друг к другу и к содержащимся в обеих Церквах богослужебным обычаям и обрядам оскорбительных и недоброжелательных выражений. Призвать духовенство Русской Православной Церкви учитывать в своей практической деятельности на местах своего служения решения Московских Поместных соборов 1971 и 1988 годов.

2. Относится с пониманием и одобрением к существованию в лоне Русской Православной Церкви приходов старого обряда, а также к введению в богослужебную практику отдельных приходов древних богослужебных чинов, обрядов и унисонного знаменного пения. Считать такую практику в лоне Русской Православной Церкви проявлением любви к древним русским церковным обрядам и признанием их спасительности. Не допускать применения порицательных выражений по отношению к придерживающимся старого обряда в лоне Русской Православной Церкви.

3. Обратиться к издательствам, выпускающим церковную литературу, с просьбой о критическом подходе к переизданию литературы,

----- <43/44> -----

напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти Старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами.

4. Обратиться к Священному Синоду Русской Православной Церкви о разрешении старообрядцам, по согласованию с местными церковными властями, совершать паломничества к находящимся в ведении Русской Православной Церкви древним святыням (чудотворным иконам, мощам Святых Божиих Угодников и т.д.), у которых разрешено будет совершать молебны старым чином.

5. В случаях возвращения государством похищенных церковных предметов (икон, складней, крестов и т.д.), задержанных или изъятых в ходе судебных разбирательств, попыток незаконного вывоза за границу и т.д. подходить дифференцированно к передаче этих ценностей церковным общинам, для чего создать совместную экспертную комиссию.

6. В рамках мероприятий, посвященных 2000-летию Рождества Христова совместными усилиями Московского Патриархата и Древлеправославной Поморской Церкви Латвии провести вечер древнерусского церковного пения. По усмотрению священноначалия Русской Православной Церкви пригласить представителей Древлеправославной Поморской Церкви Латвии также и на другие мероприятия, посвященные 2000-летию Рождества Христова.

7. Признать несправедливыми имевшие место в истории преследования людей за неприятие церковных реформ XVII века.

8. Считать целесообразным своевременно информировать друг друга о возникающих взаимных проблемах по вопросу собственности и принадлежности храмовых зданий. Вопросы имущественного характера или совместного использования зданий и земельных участков решать в духе взаимного согласия, уважения сторон и в соответствии с местным законодательством.

9. Создать при Отделе Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата Комиссию по рассмотрению возникающих вопросов и координации действий Русской Православной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, с возможностью вхождения в нее представителей от других течений беспоповства.

----- <44/45> -----

10. Ознакомить с настоящим Меморандумом духовные центры старообрядцев- поморцев в Литве, Эстонии, Польше и Белоруссии и способствовать распространению между ними опыта взаимоотношений Древлеправославной Поморской Церкви Латвии с Русской Православной Церковью.25

Как видно из этого документа, в настоящее время делаются значительные шаги по сближению различных частей Русской Церкви, расколотой патриархом Никоном.

О необходимости диалога и сближения старообрядчества и православия нового обряда говорилось и на юбилейной конференции по случаю 200-летия канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви.

В силу прежнего существования единоверия где-то на обочине Синодальной Церкви и его во многом неопределенного статуса, его история изучена очень слабо. Почти не изучена история отдельных монастырей и приходов на местах. Хочется надеяться, что в недалеком будущем, с дальнейшим развитием старообрядных (единоверческих) приходов в лоне Русской Православной Церкви, будет также и исследоваться и история этой самобытной ветви Русского Православного Старообрядчества.

----- <45/46> -----

Примечания

1 Священник Семен Шлеев. Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви. СПб, 1901, с. 38;
2 Лебедев Е. Судьба первого единоверческого храма и его прихода. // "Прибавления к церковным ведомостям", N32, 1889, сс. 953-956;
3 Св. С. Шлеев. Единоверие и его столетнее организованное существование... сс. 42-45;
4 Центральный Исторический Архив Москвы (далее - ЦИАМ), ф. 2121, оп. 1, д. 1606, лл. 1, 11, 21, 252об;
5 ЦИАМ, ф. 16, оп. 109, д. 122, лл. 1-7;
6 ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 3141;
7 ЦИАМ, ф. 203, оп. 382, д. 9;
8 "Владимирские епархиальные ведомости", 1915, N17;
9 "Московские церковные ведомости", 1904, N16;
10 ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 179, лл. 116-122;
11 Повествование об обращении из раскола в православие крестьянина деревни Мальково Андрея Степанова. // "Братское слово", М., 1885, N7, сс. 459-465;
12 ЦИАМ, ф. 203, оп. 364, д. 86, лл. 1-6;
13 Освящение единоверческой церкви в Мальково. // "Братское слово", М., 1889, N5, сс. 394-401;
14 "Старообрядцы", N2-3, Нижний Новгород, 1908, сс. 292-296;
15 ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 478, лл. 47-50об;
16 ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 479, лл. 75-82;
17 Православная Гуслица и Сенежская волость. (Ликино-Дулево), б. г., с. 98;
18 Центральный Муниципальный Архив Москвы (далее - ЦМАМ), ф. 1215, оп. 3, д. 125, лл. 1-25;
19 ЦМАМ, ф. 3004, оп. 1, д. 7, л. 66;
20 "Московские церковные ведомости", официальный отдел, 1904, N44;
21 ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 479, лл. 1-8;
22 "Братское слово", 1905, N12, сс. 179-181;
23 Кузьминых В. Спасо-Преображенская старообрядческая община единоверческого согласия. Храм во имя Преображения Господня. Храм Иоанна Лествичника. // Дорога к храму. Орехово- Зуево., 1999, сс. 239-250;
24 Старообрядческий поморский церковный календарь на 2001 год. Рига, 2000, сс.83-84;
25 Цитируется по изданию: Старообрядческий поморский церковный календарь на 2000 год. Рига, 1999, сс. 1-85.

----- <46/47> -----

Содержание

Введение   3
Глава 1. История русского Единоверия   6
Глава 2. Единоверческие храмы в Гуслицах в XIX - начале XX вв.   15
Храм Воздвижения Креста Господня в Селине-Давыдове   16
Храм Рождества Христова в Малькове   21
Храм Святителя Петра Митрополита в Авсюнине   28
Глава 3. Возрождение гуслицкого Единоверия в 1990-х годах   33
Приход храмов Спаса-Преображения и Иоанна Лествичника в городе Куровское   33
Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Осташево Воскресенского района   39
Заключение   41
Примечания   46

----- <47/48> -----

Сергей Михайлов


Единоверческие храмы в Гуслицах





Под общей редакцией   о. Димитрия Кузнецова.
Компьютерная верстка   Ольги Медведевой.





© Издание Старообрядческой Общины Единоверческого согласия, храмов: во имя Преображения Господня и Иоанна Лествичника. (г. Куровское).

Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Щипец"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Собор Воздвижения Честного Креста Господня в Романове-Борисоглебске"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2018 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет