Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 

Библиотека проекта «Храмы России»

На главную страницу Библиотеки
Учетная карточка документа
Тип оригиналаКнига
Название оригиналаГород Волоколамск Московской губернии и его уезд.
Тип документаПолное воспроизведение
СсылкаТокмаков И. Ф. Город Волоколамск Московской губернии и его уезд. М., 1906, 33 с.
ТемаМосковская губерния. Волоколамск. Волоколамский уезд. История. Описание.
Автор(ы)Токмаков И. Ф.
Место изданияМ.
Год издания1906
Издание/ИздательТоварищество "Печатня С. П. Яковлева".
УникальностьМноготиражный
ДоступностьБиблиотечный
Разрешение на использованиеХрамы России, 2004
Дата обновления карточки2004-05-20
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида <14/15>. Если в документе перенос слова приходится на конец страницы, то метка ставится после этого слова. Текст приведен к современной орфографии при сохранении пунктуации оригинала. Явные опечатки исправлены.
См. титульный лист

И. Ф. Токмаков.

ГОРОД

ВОЛОКОЛАМСК

Московской губернии

и

ЕГО УЕЗД.


КРАТКИЙ

ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ

и

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.


С 8 рисунками.


МОСКВА.

Т-во "Печатня С. П. Яковлева". Петровка, Салтыковский пер., дом Т-ва, N9.

1906.

----- <1/2> -----

И. Ф. Токмаков.

ГОРОД

ВОЛОКОЛАМСК

Московской губернии

и

ЕГО УЕЗД.


КРАТКИЙ

ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ

и

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.


С 8 рисунками.


МОСКВА.

Т-во "Печатня С. П. Яковлева". Петровка, Салтыковский пер., дом Т-ва, N9.

1906.

----- <2/3> -----

Станция Волоколамск.

Станция Волоколамск.

I.

В 117,2 верстах от Москвы, по Московск.-Виндавск. ж. д., расположена станция "Волоколамск", от которой до города Волоколамска 5 верст.

При станции имеются: Отделение Государственной Сберегательной Кассы, приемный покой, дежурные комнаты для паровозной и поездной прислуги, Депо и Буфет.

Город Волоколамск при р. Городенке, притоке Ламы, под 56°2' с. ш. 53°37' в. д. существовал уже, как видно из Воскресенской летописи, в 1138 г. Первоначально он был построен на самой р. Ламе и, находясь на волоковом пути в Новгород, получил большое торговое значение, был обширен и содержал 80 церквей. Андрей Боголюбский праздновал здесь свадьбу своей дочери с кн. Святославом Владимировичем, племянником вел. кн. Киевского, Изяслава Мстиславича. В 1177 г. удельным Волоколамским князем был кн. Ярослав Мстиславович, внук кн. Юрия Долгорукого.

----- <3/4> -----

Депо при ст. Волоколамск.

Депо при ст. Волоколамск.

В 1178 г. родной дядя его, вел. кн. Всеволод III Юрьевич, разорив Торжок, напал и на Волоколамск и, овладев этим городом, взял в плен его жителей и своего племянника Ярослава. В 1238 г. Волоколамск был разорен Батыем, а в 1293 г. Деденем. В начале ХIV в. князьям Московским удалось "примыслить" половину города, которая и была отдана Иваном Калитой состоявшему у него на службе знаменитому боярину Родиону Нестеровичу за то, что Родион спас вел. князя под Переяславлем. Этот Родион Нестерович представлял замечательный тип русского боярина конца ХIII века. Он пришел на службу к кн. Московским Юрию и Ивану Даниловичам с сыном и привел с собой свой двор, состоявшийся из 1700 человек. Московские князья обрадовались такому слуге и дали ему первое место между своими боярами, из которых один, Акинф, сильно тем оскорбленный, передался кн. Михаилу

----- <4/5> -----

Тверскому и, начальствуя тверитянами, держал три дня Ивана Калиту в осаде в Переяславле. Родион явился на выручку князя в тылу тверичей во время его вылазки, нанес полное им поражение убил собственноручно в сражении Акинфа и на поле сражения поднес Ивану Калите на копье его голову со словами: "вот, господин, твоего изменника, а моего местника голова". 1370 г. Литовский князь Ольгерд пожег посад Волоколамск и в течение 3 дней осаждал город, но безуспешно. В 1381 г., при нашествии Тохтамыша, разбил татар под Волоколамском вел. кн. Василий Дмитриевич. Впоследствии он два раза овладевал Волоколамском в 1393 и 1397 г., в котором новгородцы все-таки удерживали свое владение.

Только при Василии Темном Волоколамск окончательно остался за Москвой, и Василий III {Sic! Василий II - ХР} завещал город своему сыну Борису, сыновья которого, Иван и Федор, были, как и отец их, удельными князьями Волоколамскими или Волоцкими. Борис с 1480 г. рассорился со своим братом, Иваном III, являясь, вместе с другим братом, кн. Андреем Углицким, последним энергическим защитником нарушаемых великим князем старинных прав удельных князей. Борис умер в 1497 г., сын его Иван в 1503 г., а Федор в 1513 г., и, вследствие того, что оба были бездетны, Волоколамск достался вел. князю Василию Ивановичу и сослужил ему службу в 1521 г., так как вел. кн. не только нашел себе здесь убежище, но и мог спокойно собирать войска для защиты Москвы.

В сентябре 1533 г. великий князь Василий III, побывав у Св. Троицы, поехал со своей семьей в Волоколамск, чтобы "тешиться осеннею охотой". На дороге, на левом стегне у государя появился небольшой, но злокачественный нарыв. Несмотря на это, после Покрова великий князь был в Волоколамске на пиру у своего любимца Шигоны Поджогина и, не утерпев, поехал с собаками и ловчими в поле. С охоты его принесли в Волоколамск дети боярские на носилках. Вызванные из Москвы придворные врачи:

----- <5/6> -----

немец Николай Булев и Феофил прикладывали к нарыву пшеничную муку с медом и луком и какую-то мазь, от которой пошел гной. Больному становилось хуже, и он делал предсмертные распоряжения. Дьяк меньшой Путятин со стряпчим Мансуровым привезли прежнюю духовную государя, которая по его распоряжению была сожжена. Все это было сделано тайком от братьев государевых и бояр. Начали составлять новую духовную. Посоветовавшись со своими любимцами, Василий III призвал в послухи или свидетели находившихся при нем князей: Бельского, Шуйского, Глинского, Кубенского и Шигону; из Москвы вызвали еще Михаилу Юрьевича Захарьина-Комкина. Государь хотел умереть в Москве, и по пути заехал в Иосиф монастырь, где, лежа на одре, слушал литургию; подле него стояла великая княгиня с детьми, проливая слезы. В Москве везли больного уже недвижимого в каптане, или возке, и в нем переворачивали его князья Палецкой и Шкулятев. По прибытии в Москву Василий III постригся в монахи и принял схиму с именем Варлаама; скончался он 3 декабря, 1533 г.

При Иване Грозном Волоколамск принадлежал его двоюродному брату кн. Владимиру Андреевичу. В 1599 г. был в нем царь Борис Годунов, путешествуя в Иосифов монастырь. В 1606 г. Волоколамск был занят поляками. В 1613 г. осажден он был Польским королем Сигизмундом, но храбрым отпором бывших в нем воевод Карамышева и Чемесова отбит, почему место, где стан неприятельский находился, до сей поры называется "Полки". Память о мужественном защитнике Волоколамска, Карамышеве, сохранилась в народной песне. В Волоколамске сохранились и остатки древних укреплений на крутом берегу речки Городенки, а также остались около двадцати пустых погостов - свидетелей и бывшего его многолюдства, и последовавшего разорения.

Из дел приказного разряда 1701 г. видно, "что на Волоку-Ламском: жилец Александр Иванов сын Ладыженской, а по годовой сметной росписи 1700 году написано:

----- <6/7> -----

тот город строен на осыпи, а что мерою и башень не написано" 1).

Считаем не лишним поместить список городовых воеводов и других лиц воеводского управления по гор. Волоколамску с 1613-1676 г., вот имена их.

1613 г. ноября 17, Степан Чемесов.
1614 г. апреля 16, 1615 г. Тимофей Петрович Тарбеев.
1616 г. Тимофей Иванович Усов.
1616 - 1619 г. Иван Афанасьевич Загряжский.
1619 - 1620 г. Иван Владимирович Спасителев.
1620 г. Богдан Васильевич Заболоцкой.
До 24 ноября 1626 г. Василий Афонасьевич Озабишин.
1626 г. ноября 24, - 1627 г. января 2, Иван Афонасьевич Головленков.
1627 - 1628 г. Иван Васильевич Быков.
1629 г. Декабрь, Федор Борисович Вельяшев.
1633 г. ноября 12, князь Иван Шаховской.
1636 - 1638 г. декабря 14, Борис Михайлович Бибиков.
1640 г. сентябрь, Илья Чемесов.
1646 г. март, - 1647 г. Андрей Сергеевич Бороздин.
1647 г. октябрь, - 1649 г. апреля 8, Иван Михайлович Койсаров.
1649 г. апреля 8, боровитин Иван Давыдович Синявин.
1651 - 1653 г. ноября 23, Иван Федорович Воейков.
1664 г. октября 15, - декабря 21, Киприан Певцов (в другом месте Перцов).
1676 г. октября 30, Никита Андрианович Мусин- Пушкин.
1676 г. декабря 1, - 1677 г. октября 9, стряпчий Иван Андреевич Тихменев.

В 1781 г. Волоколамск назначен уездным городом.

В 1785 г., как видно из рукописи, принадлежащей Библиотеке Московского Главного Архива М. И. Д. по положению своему разделялся на три части, из которых первая крепость, имела двое ворот, с востока - Никольские, а с севера - Ильинские. Вторая часть состояла из лежащих на правой стороне реки Городни обывательских домов и третья часть лежала на левой стороне р. Городни. Таким образом город разделялся на четыре слободы: Соборную, Солдатскую, Рождественскою и Троицкую.


1) Сборн. выписок из архивных бумаг о Петре Великом, т. II. М. 1872 г., стр. 266.

----- <7/8> -----

Земли у города 275 десятин; по переписи 1897 г. число жителей в нем 3090 душ обоего пола ныне торговое промышленное значение г. Волоколамска ничтожно.

В городе существует упрощенное хозяйственное управление.

Воскресенский собор в городе Волоколамске, Московской губ.

Воскресенский собор в городе Волоколамске, Московской губ.

Воскресенский собор в уездном городе Волоколамске построен весь из белого камня в 1425 г., при князе Борисе Васильевиче Волоцком, сыне великого князя Василия Темного, а в 1693 году, по повелению царя Феодора Алексеевича, за ветхостью перестроен. В нем престолы: в верхнем этаже в честь Воскресения Христова, а в нижнем - в честь Сретения Господня, с приделом во имя Св. Николая Чудотворца.

Из надписи, находящейся на иконостасе соборного храма в честь Воскресения Христова, видно, что князь Борис Васильевич Волоцкой, сын великого князя Московского Василия Васильевича Темного, около 1425 года имел в городе Волоколамске пребывание 2).

В ризнице собора хранятся между древними священными


2) Кн. Б. В. Волоцкий или Волоколамский, шестой из семи сыновей Василия Васильевича Темного, великого кн. Московского, от брака с Марией Ярославовной, княжной Боровской. Родился Б. в Москве 22 июля, 1449 г. По смерти отца (в 1462 г.), получил в удел Волоколамск, Ржев, Рузу, а также волости и села Марьи Голтяевой, бабки своей по матери. Будучи не в силах бороться против объединительной политики своего брата, великого князя, стремившегося к уничтожению уделов, он был не более, как подручник, пособник Иоанна. Умер в Рузе, в 1494 г., 25 мая. Тело его погребено в Московском Архангельском соборе (1508 г.). Он был женат на княгине Ульяне Михайловне Холмской (1471 г.), от брака с которой имел сыновей - Федора, кн. Волоцкого, и Ивана, кн. Рузского, да дочь Анну.

----- <8/9> -----

одеяниями воздух, на котором вышита следующая надпись: "в лето 6985 г. создан бысть сей воздух благоверным князем Борисом, великого князя Василия Васильевича сыном"; а на другом воздухе написано так: "лето 7019 октября 25. Положение государя благоверного князя Федора Борисовича и благоверной княжны Анны шитье".

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в гор. Волоколамске, 
Московской губ.

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в гор. Волоколамске, Московской губ.

Великий князь Василий Иванович в 1515 году пожаловал этой церкви грамоту, из которой усматривается, что в этом году были уже в городе Волоколамске не удельные князья, но великого князя Московского, наместника их, тиуны и десятники.

Образ Богородицы Волоколамской явился в 1677 г., марта в 3 день, и привезен был из Москвы в Иосифов монастырь, там сделался источником чудес.

----- <9/10> -----

Церковь в честь Воздвижения Креста Господня в гор. Волоколамске, Московской губ., на берегу реки Городни в 2-х верстах от старого Волока.

Храм расположен на возвышенности отчасти окопанной и напоминающей вид вала, или древней крепости. С одной стороны этот вал омывается рекой Городней, с двух сторон окружается огородами и лугами, а со стороны города к нему подходит Соборная улица. В 1860 годах, как рассказывают местные старожилы, вал был отделен от соборной улицы рвом, и к церкви существовала только тропинка для пешехода, а подъезд был возможен только до вала; при перестройке же церкви в 1863 г. возвышенность, где стоит ныне храм, соединена с соборной улицей и проведен подъезд к самому храму.

В XV столетии на месте храма существовал Крестовоздвиженский мужской монастырь, в который семи лет был отдан обучаться грамоте Преп. Иосиф 3), основатель Иосифова Волоколамского монастыря. В 1659 году, 9 ноября позволено Иосифовскому архимандриту Тихону, по обещанию, строить этот монастырь.

Строителями Крестовоздвиженской обители были: Филарет 1660, 1667, 1671 гг., Варсонофий 1677-1679 г., и Герасим 1727-1733 г.

В 1693 г., 22 июля Крестовоздвиженская обитель была приписана к Иосифову Волоколамскому монастырю, а в 1727 году отписана. В 1761 г., как видно из документов архива, на этом месте существовала приходская деревянная церковь, а самый монастырь был упразднен.


3) Преп. Иосиф, в мире Иоанн Санин, родился в 1440 г. в пределах Волоколамска, в селе Язвище. В 1479 г. основал в 18 верст. от гор. Волоколамска Успенский монастырь, где был первым игуменом; + 9 сентября 1515 г., память его 9 сентября. Празднование ему "местное" установлено на соборе 1549 г. Повсеместное в 1591 г., а в лике Святых с 20 декабря 1578 г. Мощи почивают под спудом в Иосифовом Волоколамском монастыре (в храме, ему посвященном). Преподобный Иосиф был самый образованный муж своего века, смелый духом и словом, гремел обличениями на Московском соборе против новой ереси жидовствующих Новгородцев.

----- <10/11> -----

Из Клировых Ведомостей за 1823 г. видно, что та каменная церковь, которая ныне существует в несколько измененном виде, построена была в 1776 г. Афонасьем Замятиным и теткою его Вассою Долговой.

Престолов в церкви в то время было два, главный в честь Воздвижения Креста Господня, а придельный во имя Св. Димитрия, митрополита Ростовского.

Причта в этой церкви положено издавна: священник, дьячок и пономарь, но с 1813 года никого не состоит, и церковь приписана к Волоколамскому Воскресенскому собору.

Земли при церкви 2 десятины 1681 кв. саж., но землей этой почему-то владеет, как упомянуто в той Клировой Ведомости, Волоколамское Городское Общество. Кроме того имеется земли 33 дес. пашенной и сенокосной, которой пользуются крестьяне разных деревень за плату по 70 руб. в год. Домов при церкви нет. Служба в этой церкви бывает в храмовые ее праздники.

Клировая Ведомость за 1848 г. дает те же сведения, но относительно усадьбы прибавляет следующее: "по указу Правительствующего Сената земля оная отчуждена во владении горожан и план остался в Волоколамском Уездном Суде при деле.

Каменная церковь, построенная в 1776 году, оставалась без изменения до 1863 г. Затем в память освобождения крестьян от крепостной зависимости при протоиерее Василии Сергеевиче Богословском, церковном старосте Михаиле Андреевиче Нахалове 4) предположено было церковь увеличить и прибавить один престол во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского.

Подобное предположение встретило большое сочувствие в среде крестьянского населения гор. Волоколамска, вызвало немало жертв, и, благодаря этому, скоро осуществилось; и так в 1863 году церковь расширена, - устроено три престола в ряд - один в честь воздвижения Креста Господня, другой в южной стороне во имя Св. Дмитрия Ростовского и


4) М. А. Нахалов род. 24 сентября, 1820 г., + 28 мая 1868 г., был ктитором при храме в течение 20 лет; погребен на кладбище близ церкви; тут же погребены: жена его Евдокия Михайловна + 15 ноября, 1891 г.; Андрей Петрович Нахалов + 18 февраля, 1870 г.; Филипп Андреевич Нахалов и Мавра Петровна Нахалова + 26 июля, 1874 г.

----- <11/12> -----

третий к северо-западной во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского; колокольни же в то время не было, и колокола висели на столбах.

В 1883-1884 гг. при церковном старосте Семене Никифоровиче Миловидове перестроены полы, а в 1888-1889 годах при церкви устроена каменная колокольня в 3 яруса; постройка колокольни обошлась около 4000 руб.

В 1888 году построена духовая печь, стоившая около 800 руб.

В 1890 и 1891 гг. поставлена каменная арка перед входом в ограду и устроены железные ворота.

В 1892 году поновлены иконостасы, а иконы промыты и поправлены.

В 1893 и 1894 годах покрашена масляной краской внутренняя сторона стен и сделана уборка на средства, пожертвованные купцом Семеном Моисеевичем Скородумовым, а в 1895 году при участии того же жертвователя внутренняя сторона стен украшена живописью.

Благодаря пожертвованию раба Божия "Иоанна", не пожелавшего объявить свое звание, в 1895 г. приобретены - серебряный Крест и Евангелие.

В 1896 году на средства церкви приобретено паникадило, стоившее 425 рублей.

В 1899 и 1901 гг. построены на средства, пожертвованные купцом Семеном Моисеевичем Скородумовым, 2 киота, в одном из которых помещается копия с Чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

В 1862 году по благословению знаменитого иерарха русской церкви, Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, открыта при церкви богадельня, в которой призреваются крестьяне и мещане; первые принимаются потому, что крестьяне дали пожертвование, на которое куплено 51 десят. земли, послужившей основанием к обеспечению богадельни, а вторые потому, что общество ежегодно выдает пособия по 200 руб.

Из купчей крепости о покупке земли видно, что земля укреплена за церковью с таким условием, чтобы доход с нее шел на содержание богадельни и чтобы растущий на ней лес употреблялся на отопление церкви и богадельни.

Сначала богадельня помещалась в маленьком доме, выстроенном около церкви из избы, пожертвованной, как рассказывают местные старожилы, ратницей Возминской слободы Дарьей Ивановной, затем к домику была сделана пристройка такой величины, что в доме и пристройке помещалось 16 человек.

----- <12/13> -----

Дом тот существовал до 1889 г., в котором для богадельни тщанием церковного старосты С. Н. Миловидова была приобретена новая усадьба и построен новый более поместительный дом.

Покупка земли и постройка новой богадельни обошлись около 2200 руб. В настоящее время в богадельне призревается 27 женщин.

В 1898 г. рядом с богадельней построен деревянный флигель в котором ныне проживает Ю. А. Семенская, отдавшая богадельне право пользования землей и лесом около 16 десятин на 22 года.

В числе жертвователей на церковь, а главным образом богадельню, занимает видное место Волоколамский мещанин Василий Михайлович Лебедев, предоставивший по духовному завещанию в пользу церкви 600 руб., а в пользу богадельни мельницу с 6 десят. земли при д. Путятине и все, какое имеется у завещателя, движимое имущество.

На кладбище, близ церкви в честь Воздвижения Креста Господня в гор. Волоколамске, Московской губ. погребены следующие лица:

Кандидат прав Виктор Николаевич Баженов, род. в гор. Волоколамске, 30 октября, 1894 г., + 11 июня, 1885 г.
Михаил Николаевич и Сергей Михайлович Баженовы.
Потомственный почетный гражданин Иван Иванович Баженов, + 65 лет, 24 июня, 1863 г. и сын его Иван Иванович Баженов, + 63 лет, 16 мая, 1889 г.
Почетный гражданин Сергей Николаевич Баженов, род. 4 октября, 1799 г., + 1857 г. 3 октября.
Александра Федоровна Баженова, род. 5 сентября, 1818 г., + 8 декабря 1860 г.
Потомственный почетный гражданин Николай Николаевич Баженов, род. 8 ноября, 1841 г., + 13 января, 1890 г.
Николай Сергеевич Богатырев, род. 5 мая, 1848 г., + 24 декабря, 1888 г.
Сергей Иванович Богатырев, род. 27 сентября, 1815 г., + 8 апреля, 1872 г.
Екатерина Васильевна Богатырева, род. 15 ноября, 1826 г., + 31 октября, 1860 г.
Любовь Яковлевна Богатырева, род. 9 сентября, 1825 г., + 23 апреля, 1876 г.

----- <13/14> -----

Врач Петр Леонтьевич Воздвиженский, + 12 января, 1890 г.
Филипп Николаевич Волков, род. 3 октября, 1834 г., + 10 мая, 1896 г.
Вдова действ. ст. сов. Александра Николаевна Глобо-Михаленко, род. 2 мая, 1845 г. в гор. Волоколамске, + 17 марта, 1900 г.
Александра Васильевна Дерягина, род. 5 марта, 1845 г., + 19 марта, 1881 г.
Врач Константин Васильевич Дорошкевич, род. 1826/XII48 г., + 198/V00 г. от почитателей, жены и детей.
Николай Васильевич Калинин, род. 15 октября, 1849 г., + 8 декабря, 1878 г.
Мария Федоровна Михайлова, род. 1 апреля, 1852 г., + 13 августа, 1900 г.
Архитектор Дмитрий Михайлович Петропавловский, и сестра его Анна Михайловна.
Доктор Федор Федорович Саар, род. 25 августа, 1840 г., + 15 сентября, 1878 г.
Волоколамский мещанин, Моисей Васильевич Скородумов, + 31 мая, 1874 г.
Александра Андреевна Скородумова, + 21 января, 1888 г.
Дочь их Анна Моисеевна Шумилова, + 10 июля, 1876 г.
Елисавета Васильевна Скородумова, род. 4 мая, 1843 г. + 29 октября, 1869 г.
Иван Павлович Смирдин, род. 15 февраля, 1861 г., + 30 ноября, 1897 г.
Павел Иванович Смирдин, род. 17 августа, 1829 г., + 2 февраля, 1879 г.
Екатерина Петровна Смирдина, род. 5 октября, 1843 г., + 28 октября, 1861 г.
Петр Иванович Смирдин, + 71 л. 29 ноября, 1870 г.
Волоколамский купец, Матвей Павлович Смирдин, род. 1 августа, 1867 г., + 3 августа, 1900.
Колл. Ассес. Елисавета Ивановна Теряева, (местная землевладелица), + 34 лет, 6 сентября, 1861 г.
Стефан Алексеевич Третьяков, род. в с. Калистове; 27 декабря, 1806 г., + 4 ноября, 1867 г.
Яков Александрович Тронов, род. 8 октября, 1801 г., + 10 декабря, 1872 г.
Мария Петровна Тронова, + 29 апреля, 1877 г.
Надворный советник, Михаил Антонович Фосович, род. 9 ноября, 1833 г., + 25 февраля, 1883 г.

----- <14/15> -----

В ХVI ст. существовал Варварский (Варварин) девичий монастырь на посаде в гор. Волоколамске, Московской губ.

В нем были игуменьи: Пелагия 1685 г., Анфиса Гагарина 1691-1698 г. и Гегения 1703 г.

В 1764 г. Варваринский монастырь обращен в приходскую церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы.

В 1893 году 26 сентября (воскресенье) в храме совершено было торжественное освящение престола. Накануне дня освящения, 25-го числа в 6 часов вечера, настоятель храма, священник С. А. Пятницкий начал всенощное бдение, во время которого лития, благословение хлебов и величание Покрову Божией Матери совершались благочинным города Волоколамска, настоятелем Воскресенского собора, И. К. Стеблевым, в сослужении всего городского духовенства, а 26-го числа совершено было, тем же духовенством, освящение престола, божественная литургия и молебствие с многолетием, при громадном стечении молящихся. По окончании всего торжества, церковным старостою Ф. Н. Волковым был предложен в его доме скромный обед.

В этом храме имеется древнее замечательно оригинальное паникадило. Внизу небольшого металлического паникадила привешена довольно большая деревянная позолоченная голова быка (тура) с весьма огромными, редкостными, натуральными рогами. Предание говорит, что голова эта была когда-то украшением охотничьей залы местного боярина. Простой, темный народ соединяет с этой головой весьма странные, иногда очень курьезные представления; в церковной ризнице хранится также древнее схимонашеское одеяние.

Покровский с Волоку или на Волоце мужской монастырь в г. Волоколамске, Московской губ., существовал в ХIII ст., и в 1296 г. в нем был игуменом Антоний. Затем упоминается в 1523 г., и в списке монастырей, получивших грамоты до 1623 г., занесен и этот монастырь. Упразднен до издания штатов. В 1760 году на месте обители была приходская деревянная церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы.

----- <15/16> -----

Ильинский мужской монастырь, упраздненный, в гор. Волоколамске, Московской губ. В XVI ст. в нем были игуменами: Иосиф и Гавриил, а в 1579 г. Нифонт. После обращен в женский, а вначале XVIII столетия делается известным, как ружная церковь.

Власьевский женский монастырь, ныне приходская церковь в гор. Волоколамске, Московской губ.; существовал в XV ст.; в нем погребена схимонахиня Мария, мать Св. Иосифа Волоколамского, над могилою которой в 1693-1695 г. Иосифовский Архимандрит Николай построил каменную церковь во имя Свв. Апп. Петра и Павла. Монастырь существовал еще в 1757 г.

Возмицкий (Рождество Богородицы на Возмицы) мужской монастырь в гор. Волоколамске, Московской губ., существовал в XV веке. Настоятелями Возмицкого Монастыря были:

Игумен Сильван 19 окт. 1452 г.

Архимандриты:

Алексий, Пильев (Пильмов), 1507-1509 г. отлучен; после в Троицкой Сергиевой Лавре келарь.
Макарий, 1514-1517 г., февраля 3.
Акакий, 30 1522 г. марта Хирот. в Епископы Тверские и Кашинские; + 14 янв. 1567 г. в Москве.
В 1525 г. в эту обитель сослан был в заточение Савва (Святогорец), Архим. Московского Новоспасского Монастыря, осужденный Соборне, вместе с известным Максимом Греком.
Иона, 5 сентября 1546 г.
Герман Садырев, прежде 1555 г.
Иосиф, 1558 г.
Сильвестр, в январе 1580 г.
Вассиан, в январе 1589 г., 1598 г.
Геронтий, 1643-1651 г.
Авраамий, 1652 г., 1653 г.
Евласий, строитель, 1659-1661 г.
Феодосий, в мае (sic) 1667 г.
Исаия, 30 октябр. 1670-1671 г., апреля.
Авраамий, 1672-1674 г.
Дорофей, 1674-1676 г.
Маркелл, строитель, 1677-1680 г., 1685-1712 г.

----- <16/17> -----

Иоасаф 5), 1713-1723 г. При нем 16 марта, 1718 г. пострижен Лаврентий Уаров 36 лет, а посвящен во Иеромонаха в Воскресенском монастыре, что на Истре при архим. Мелхисидеке, в Чудов монастырь прибыл в 1730 г. в январе месяце при архим. Арсении без пашпорту, понеже просим о мне сам архим. Мелиседек о впущении в череду у отца архим. Арсения, а подозрения никакого не имею, во Иеромонаха посвящен Арсением митроп. Фивандским в 1730 г.
Феодосий 6), 1725-1732 г., + в апреле 7).

В прошении, подписанном, кроме братии и служителей монастыря, вкладчиками его, полковником Иваном Васильевым Хрипуновым, статским советником Анисимом Семеновым Масловым, майором Михаилом Семеновым Масловым, значится, что игумен Феодосий в тот монастырь определен из Духовной Дикастерии в 1724 г. на место умершего архимандрита Иоасафа, что оный Феодосий имеет житие благоговейное, а Возмицкий монастырь исстари степенной, и строения в нем - церкви Божии, трапеза, кельи, колокольня и ограда каменные, и архимандриты в нем издревле бывали с шапками, и власти архимандричьей в


5) Описан. Документов и дел, хранящ. в Архиве Св. Прав. Синода, т. II ч. I (1722 г.) С.-Пб. 1879 г. стр. 816-827. N558/1041 и т. V (1725 г.) С.-Пб. 1897 г. стр. 34-36. Описан. документов и дел, хранящ. в Архиве Св. Правит. Синода, т. X, (1730 г.) С.-Пб. 1901 г. стр. 1018-1019.

6) Там же, т. ХI (1731 г.) С.-Пб. 1903 г. стр. 1057- 1058. В описании документов и дел хранящ. в Архиве Святейшего Правит. Синода. Т. VIII. (1728 г.) С.-Пб. 1891 г. стр. 76. N98/237 напеч. следующий документ: 1728 г. февраля 17/марта 20, По прошению Возмицкого Волоколамского монастыря братии и вкладчиков о бытии в том монастыре игумену Феодосию Архимандритом.

Архим. Феодосий был наместником в Ипатском Монастыре и у него в Костромской провинции множество детей у родственников (см. стр. 77 N46/134 описан. документ. и дел хранящ. в Архиве Св. Прав. Синода т. ХI. (1731 г.) С.-Пб. 1903 г. также о нем см. на стр. 619.

7) Так показано у П. М. Строева: "Списки Иерархов" стр. 248, между тем из описания документ. и дел, хранящ. в Архиве Св. Прав. Синода т. ХII, (1732 г.) С.-Пб. 1902 г. на стр. 376-379 видно, что Феодосий + 30 мая, 1732 г., а на его место определен Св. Синодом от 9 апр. 1734 г. Пафнутий, а до него Возмицкий монастырь два года оставался без настоятеля.

----- <17/18> -----

том монастыре быть возможно, понеже братии, слуг, вотчинных крестьян, земных угодий имеется довольство. Святейший Синод определил: игумену Феодосию быть в том монастыре архимандритом и во время священнослужения носить архимандричью шапку, и для того призвав его в Святейший Синод, сказать ему Его Императорского Величества указ и потом привести его к присяге по обыкновению. В деле имеется копия с присяги, подписанная Феодосием.

Пафнутий, бывший архим. Борисоглебского на Устье, определен 27 мая, 1734 г., упом. до 1738 г.

Евфимий 15 февр. 1741 г. перев. из Деревяцицкого, а 28 мая, 1744 г. определен наместником в Новый Иерусалим; в исх. 1745 г. кафедральный наместн. Сарский; по 1748 г. с 1761 г. архим. Лужецкий; + 4 июня 1768 года.

Венедикт Коптев, наместн. Чудовский, определены в дек. 1744 г., а 1748 г. перев. в Московский Андреев, а 1750 г. перев. в Вяземекий Предтечев, а в 1756 г. уволен на покой.

Сергий, 1747-1756 г.

В 1764 г. монастырь упразднен, ныне приходская церковь 8).

К числу замечательных уроженцев города Волоколамска следует отнести: 1) Преподобного Ферапонта Белозерского (в мире Феодор, из благородной фамилии бояр Поскочевых) + 27 мая, 1426 г., мощи его почивают под спудом в Соборном Храме Можайского Лужецкого монастыря; и 2) Иакова (в мире Алексей Иванович Кротков) Епископа Муромского + 1 декабря, 1885 г.

В городе Волоколамске существует больница, уездное училище и 3 начальные школы.

В 1905 году, 28 июля, в 1 час дня город Волоколамск постигло ужасное несчастье; начала гореть лучшая и большая часть города. К вечеру сгорело более 45 домов и затем пожар окончился, но на следующий день загорелось вновь и в другом месте города; пожар, к счастью,


8) Строев, спис. иер. и настоят. стр.: 180, 246, 247, 248, 342, 442 и 595.

----- <18/19> -----

ограничился пятью домами и уничтожено здание Волоколамской Уездной Земской Управы.

Горожане, по предложению и под председательствованием исправника, собрались 30 июля на частное совещание для выработки мер по предупреждению пожаров, так как городское управление ничем не проявило своей деятельности в этой области, исключая небольшой субсидии Пожарному Обществу.

Частное Собрание постановило просить городского старосту отправить телеграмму Г. Губернатору с просьбой разрешить экстренное собрание Городского Управления с правом совещательного голоса всех горожан, желающих принять участие. На этом частном собрании было выяснено, почему город и Вольное Пожарное Общество оказались бессильными на этом пожаре, - не было воды. Исправником сообщено было при этом, что городскому старосте было предложено однажды провести воду в город, пользуясь водопроводом, обслуживающим земские здания, но городской староста решительно отказался. А между тем, город построен скученно и совершенно не может защищаться от пожаров; существующее же Вольное Пожарное Общество подпиской среди самых богатых горожан собирает в год только 13 руб. (?!) Вольное Пожарное Общество работало на этом грандиозном пожаре изо всех сил, но что оно могло сделать с разбушевавшейся огненной стихией. К счастью человеческих жертв не было. Имущество у большинства обывателей сгорело все.

II.

В Волоколамском у. довольно хорошо развита земская деятельность, хотя Волоколамский уезд полу-земледельческий, полу-отхожий (отходит в промысла около 24% населения), полу-промысловый мелко-фабричный (до 33%), т.е. такой, каких пожалуй большинство уездов центра, следовательно судить по его статистике - не значит уже отклоняться в корень от действительности.

----- <19/20> -----

В Волоколамском уезде 11 волостей, которые платят уездного земского налога в общей сумме 63.308 р. 30 к. В эту сумму входит обложение надельной земли в количестве 122.878 десятин, обложение торговых, промышленных, фабричных заведений и питейный сбор, на территории этих 11 волостей, которые обложены волостным сбором в 28.195 руб. 70 к.

Следовательно, на среднюю волость уезда земского дохода по исчисленным статьям придется 5.756 р. 30 к.

На территорию всех волостей упадает уездного земского дохода от обложения частновладельческих земель 21.509 р. 60 к., следовательно на среднюю волость его 1.955 р. 30 к.

Кроме того, уездное земство извлекает доход из обложения земель уездного города, казны, церквей и монастырей, торговых площадей, что даст земского прихода на весь уезд 3.904 р. 6 к., на среднюю же волость упадет дохода 354 р. 90 к.

Таким образом, средняя всесословная волость баз увеличения земского самообложения может иметь дохода 8.066 р. 50 к. округляя цифру - 8.100 руб.

Возьмем для ведомости, хоть один из Волоколамских церковных приходов, например Яропольской Иоанна Предтечи церкви, в территорию которого могут войти, по принадлежности к прихожанам владельцев, и некоторые частновладельческие земли.

Крестьянская часть населения этого прихода земских сборов платит (уездных) 553 р. 3 к.; частновладельческих земель (по принадлежности землевладельца к приходу) 917 десятин, обложенных уездным земством суммою (без большой ошибки) в 435 руб.; при 43 приходах уезда (кроме городских) распределение общеуездного дохода между всеми приходами выразится в сумме около 91 р. на приход; следовательно, взятый приход, не увеличивая земского обложения, может привлечь в свою кассу ежегодно, круглой цифрою, не свыше 1.100 р. в год.

----- <20/21> -----

III.

В Кульпинской волости, Волоколамского уезда, есть деревня Пленщино (в 10 верст. от станции Шаховской). Близ самой деревни протекает речка, на берегу которой есть местность, известная в народе под названием "Королевские ямы". Рассказывают, что будто бы в г. Волоколамске долгое время хранилось рукописное сказание о том, что там, где теперь "Королевские ямы", зарыт клад в сорок бочек золота. По этому сказанию, лет 36 тому назад, стали рыть землю и под верхним ее слоем нашли пласт угля, под которым находился громадный ковер, распростертый на березовых столбах с перекладинами. При дальнейшем рытье рабочие добрались до коридора, оканчивающегося чугунною дверью, выходящею на реку.

В углублениях этого коридора и расставлено, будто, сорок бочек с золотом; но, как только стал виден коридор, вода стала наполнять и коридор, и яму так, что дальнейшее продолжение работ оказалось невозможным. Купавшиеся в реке уверяют, что будто бы и до сих пор еще можно руками ощупать как самую дверь, так и семь висячих замков, на которые она заперта.

Рассказывают далее, что близ деревни Пленицыно есть болото, в котором, по преданию, опущен колокол, ушами вниз, также наполненный золотом.

По Волоколамской легенде, близ той же деревни, находится святой колодезь, на дне которого находится клад; но ночью, каждому идущему за добычей этого клада, чудится, что у колодца стоит человек от земли до неба, не допускающий взять клада, и потому он до сих пор остается нетронутым.

IV.

В деревне Большом-Сыркове, Яропольской волости, Волоколамского уезда, в 21 верст. от уездного города и

----- <21/22> -----

в 3-х вер. от волости, крестьянин Афанасий Краснощеков, копая около дома в 1894 г. пруд, вырыл 2 пуда 36 фун. медной монеты XVIII-ХIХ ст.

В 7 верст. от ст. Волоколамск и в 3 верстах от уездного города в деревне Щекина, Яропольской волости, расположена ткацкая красильная фабрика торгового дома под фирмою: "Егор Старшинов и К°" (Аркадия и Николая Федоровичей Старшиновых) основ. в 1882 г. п. маш. 231 рабоч., вырабатывает пряжи бумажн. крашен. одеял и отделанной марли и кисеи на 140613 рублей.

В 8 верстах от той станции в дер. Ченцы, Анинской волости, находятся ткацкие заведения: 1) Семена Тихоновича Иванова основ. в 1860 г. 16 рабоч., вырабатывает одеял и марли на 6000 руб. 2) Семена Осиповича Скачкова, основ. в 1873 г. 49 рабоч., вырабатывает одеял, тканей на 1280 руб. и 3) Семена Ивановича Белова, основ. в 1879 г. 24 рабоч., вырабатывает одеял бумажных на 1330 руб., в этой же деревне имеется Земская Школа.

В 10 верстах от той же станции и в 5 верст. от уездного города в д. Калистово, Буйгородской волости, находятся: Ткацкое заведение Николая Яковлевича Бархатлева, основ. в 1867 г. 22 рабоч., вырабатывает одеял и салфеток на 5910 руб. и церковно- приходская школа.

V.

В 11 верстах от станции Волоколамск расположено село Спасское, Судниковской волости, Рузск. уезда, Московской губернии.

Из Писцовых книг 1625-1626 гг., хранящ. в Москов. Архиве Мин. Юстиции, видно, что село Спасское находилось в Рузском уезде, Льняникова стана, было вотчиной Иосифова Волоколамского монастыря, и в селе существовала церковь в честь Преображения Господня.

С 1715-1723 г. село с деревянной в нем церковью принадлежало светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову.

В 11 верст. от станции Волоколамск, в д. Быково, Буйгородск. вол., находятся: ткацкое заведение Сергея Николаевича Комаркова, основ. в 50 рабоч., вырабатывает одеял бумажных на 10000 руб. и земская школа.

В 13 верстах от той же станции в д. Поповке расположены ткацкие

----- <22/23> -----

заведения: 1) Герасима Степановича Платонова основ. в 1888 г. 15 рабоч., вырабатывает марли и кисеи и 2) Степана Егоровича Платонова, основ. в 1879 г. 61 рабоч., вырабатывает марли, кисеи и одеял; в этой же деревне имеется земская школа.

В 14 верстах в с. Ботове, Буйгородск. вол. находится сыроварное и маслодельное заведение Дмитрия Николаевича Шипова, основ. в 1857 г.

В 15 верстах в с. Зубове, Тимашевск. вол., находятся: ткацкое заведение Егора Федоровича Розикова, основ. в 1865 г. 29 рабоч., и земская школа.

В 15 верстах в д. Ремягине находятся: ткацкое заведение Гаврила Ивановича Кудрявцева, основ. в 1850 г. 32 рабоч., вырабатывает кисеи.

В 17 верстах в с. Амельфине, Аннинской вол., находится ткацкое заведение Дмитрия Егоровича Андреева, основ. в 79 рабоч., вырабатывает одеял бумажных, сатина, люстрина и др. бумажн. тканей на 30000 руб.

В 18 верст. в д. Гусево, Яропольск. вол., находится ткацкое заведение торгового дома Ивана Александровича и Василия Степановича Савковых, основ. в 1882 г. 94 рабоч., вырабатывает: нанбока, альпака, кашемира и др. шерст. и полушерст. тканей.

В 19 верст. в д. Носово, Буйгородск. вол., находится ткацкое заведение Егора Егоровича Степанова, основ. в 1854 г. 68 рабоч., вырабатывает марли и кисеи.

VI.

В 10 верст. от станции Волоколамск расположено село Спирово, Буйгородской волости, Волоколамского уезда, Московской губ., при колодцах. В древние времена в конце XV ст. на месте сельского храма находился Спировский-Спиридонов-Богарадный-Введенский мужской монастырь, основанный преп. Иосифом Волоколамским на земле, принадлежавшей его родителям в их вотчине, по случаю бывшего здесь голода, для призрения в нем Бога ради престарелых и малолетних, имевших нужду в призрении. Преп. Иосиф приказывал, чтобы братия его монастыря "снабдевала" всем братию Спировского, а по воскресеньям и субботам братия сего монастыря должна была обедать в большом монастыре, так как Спировский монастырь находился только в 3 верстах от Иосифова-Волоколамского монастыря к сев.-вост. и 28 верст. от уездного города Волоколамска. До 1569 г. в нем было братии 12 человек, но

----- <23/24> -----

в следующие года, во время мора, вся братия вымерла, исключая одного или двух.

В селе Спирове ежегодно бывает 21 ноября ярмарка.

VII.

В 18 верстах от уездного города Волоколамска между реками Сестрою и Стругою расположен на равнине Иосиф-Волоколамский мужской монастырь, основанный в 1479 г. по желанию Волоколамского князя Бориса Васильевича 9) и по благословению Св. Геннадия 10) Архиепископа Новгородского и Псковского Преп. Иосифом, учеником Преп. Пафнутия 11) Боровского, который был достойным преемником тех подвижников, которые не словом, а делом осуществляли истинное христианское милосердие в Московской области.

Возникшая обитель, вскоре оказалась благодетельною для всего края. Иноки Иосифова монастыря, живя сами бедно и добывая себе пропитание собственными трудами, оказывали помощь всем нуждающимся. По мере увеличения средств монастыря, расширялось его благотворное влияние. Жители окрестностей прибегали к Преп. Иосифу за помощью, советом и наставлением. Он принимал всех с любовью и оказывал помощь - вещественную и духовную нуждающимся. В голодное время игумен Волоколамский делился последним с неимущими и бедствующими, твердо надеясь, что Бог не оставит своею милостью уповающих на Него, и действительно обитель Иосифова стала обогащаться щедрыми подаяниями и вкладами. Преп. Иосиф подавал братии пример глубочайшего смирения, воздержания, трудолюбия, непрестанной молитвы. Многие из его учеников достигли высокого благочестия и прославились святостью жизни. Князья и


9) См.: Полн. Собран. Русск. Летоп.

10) Геннадий Гонзов хирот. 12 декабря, 1484 г. из Архим. Московского Чудова монастыря; 25 июня, 1504 г. отрекся по неволе от владычества; + 4 декабря, 1505 г. мощи его почивают под спудом в Московском Чудовом монастыре в могиле Св. Алексея Митрополита. Память ему празднуется 4 декабря (в Новгороде общая 10 февраля).

11) Преподобный Пафнутий (в миру Парфений) род. в 1397 г. в с-це Кудинове, Боровского у., Калужской губ. + 1 мая, 1477 г. память 1 мая, празднование установлено на соборе 1547 г. повсеместное, мощи почитают открыто в Боровском Пафнутийском мужском монастыре.

----- <24/25> -----

Иосифов Волоколамский Мужской Монастырь.

Иосифов Волоколамский Мужской Монастырь.

----- <25/26> -----

бояре, уважая игумена Волоколамского за его духовную мудрость и благочестие, избирали его своим духовным отцом, и он изустно и в письмах убеждал их быть милосердными к нищим и убогим, снисходительными к слугам, иметь любовь ко всем, напоминая о страшном суде Божием. Уже в преклонном возрасте Преп. Иосиф призван был принять участие в церковных делах. В Новгороде возникло лжеучение, известное под именем ереси жидовствующих. Собор, бывший в Москве, осудил эту ересь; тем не менее она продолжала распространяться, и скоро открылось, что сам митрополит Московский всея Руси Зосима (Брадатый) тайно покровительствует ей. В 1494 г., 17 мая Зосима отрекся невольно, а 9 февраля, 1495 г. лишен был сана и послан в Троицкий Сергиев монастырь.

Преподобный Иосиф, обладавший высокими богословскими познаниями, написал книгу, под названием: Просветитель, в которой изложив историю ереси, опровергал ее самыми ясными и сильными доводами.

В последние годы жизни Преп. Иосиф испытал гонение от Волоколамского князя, требования которого нарушали строгий порядок, введенный в его обители, и от Новгородского архиепископа Серапиона 12), которого князь восстановил против Иосифа так, что Серапион отставил даже на время Преп. Иосифа от игуменства, но потом убедился в его правоте.

В Иосифове монастыре в настоящее время 4 церкви.

1) Соборная двухэтажная церковь, в которой престолы: вверху в честь Успения Божией Матери, а внизу во имя Преп. Иосифа Волоколамского, с приделами в честь Живоначальной Троицы и Рождества Богородицы. Ныне существующая церковь воздвигнута в половине XVI века усердием и иждивением дьяка Захария (Богдана) Силина.

2) Церковь в честь Богоявления Господня с трапезою и пределом во имя Св. Великомученицы Екатерины, построена в 1799 году.

3) Церковь во имя Свв. Апп. Петра и Павла.

4) Церковь в честь Смоленской иконы Богоматери под колокольней.

В XVI веке принял в Иосифове монастыре иночество и потом


12) Серапион, хирот. 15 января, 1506 г. из игуменов Св. Троице-Сергиевской Лавры; в мае 1509 г. пойман, отлучен по прибытии Серапиона в Москву, собрался на него собор, по определению которого сняли с Серапиона святительский сан и даже мантию иночества и заключили в Московский Андрониев монастырь, где был тогда Архимандритом Симеон, ученик Преп. Иосифа. В 1512 г. отпущен к Троице; где + 16 мая, 1516 г. В 1559 г. 7 апреля обретены его мощи, которые почивают под спудом в Св. Троицкой Сергиевой Лавре в южном притворе Св. Троицкого собора, в так называемой Серапионовской палатке, где была раньше келья Преп. Сергия.

----- <26/27> -----

был в 1544-1551 гг. игуменом Св. Гурий (Григорий Руготин) 13), впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский.

В соборном храме находятся гробницы: двух сыновей князя Бориса Васильевича Волоколамского, Иоанна и Федора и матери их княгини Иулиании; Даниила Митрополита Московского и всея Руси, хиротонисанного 27 февраля, 1522 г. из здешних игуменов и сосланного сюда 2 февраля, 1539 г. Феодосия Архиепископа Новгородского и Псковского + 26 февраля, 1563 г. и Архимандрита Николая.

Ежегодно 26-го мая, в день кончины князя Бориса Васильевича, сотрудника Преп. Иосифа в устроения обители, совершается здесь торжественная панихида.

По огромности и великолепию зданий Иосифов монастырь - одна из первых и известнейших обителей в России. Монастырская библиотека, наполнена наиредчайшими харатейными и старопечатными книгами. А ризница его вмещает в себе, кроме драгоценной утвари, множество весьма древних вещей, замечательных в археологическом отношении.

Одна из 8-ми монастырских башен называется Германовою по имени Архимандрита Германа, построившего ее (он и погребен под нею). В этой башне есть жилые покои, в которых томился в заключении царь Василий Иоанович Шуйский, 14) сверженный с престола с 17 июля, 1610 г., а 19 июля насильно пострижен в этом монастыре и отсюда был взят Гетманом Жолкевским и перевезен в Варшаву, где заточенный в крепости скончался 12 сентября, 1613 г., и погребен на распутии. Чрез 22 года тело его перевезено в Москву и 18 июля, 1635 г. погребено в Архангельском соборе.

Обитель Иосифова и прежде того служила местом заточения для некоторых знаменитых лиц: в первой половине XVI века здесь содержался под стражею невинный страдалец за истину, внук в. к. Василия II, князь Василий Иванович Патрикеев-Косой, который приняв иночество с именем Вассиана, скончался и погребен здесь. Вскоре потом знаменитый деятель русского просвещения Афонский архимандрит, Максим грек, подвергся 12-летнему строжайшему заключению в этом монастыре и незадолго до своей кончины переведен отсюда в Троицкий Сергиев монастырь, где скончался в 1556 г. и погребен.


13) Гурий хирот. 3 февраля, 1555 г. из игумен. Семежарова монастыря; + 5 дек. 1563 г. В лике святых с 4 окт. 1595 г. Часть мощей его, уцелевшие после бывшего в XVIII ст. пожара, хранятся в ковчеге Благовещенского собора в губ. г. Казани.

14) Царь Василий Иоанович Шуйский род. в Москве 1547 г. за возмущение против самозванца осужден на смерть; но помилован и сослан в Галич (24 июня, 1605 г.); вскоре возвращен оттуда и возведен в первостатейные бояре. 17 мая, 1606 г. он сверг самозванца, а 19 мая того же года избран Москвичами на царство, с ограничением его самодержавия; затем коронован 17 июня, 1606 г.

----- <27/28> -----

Иосифов-Волоколамский монастырь был одним из значительнейших хранилищ оружия в XVI и XVII столетиях; над его стенами в начале XVII века был разбит Воеводой Валуевым сообщник тушинского вора - Князь Рожинский, успевший уже было овладеть упомянутым монастырем.

Многие из орудий, принадлежавшие упомянутому монастырю ныне хранятся в Спб. Артиллерийском Музее.

При обители бывают ежегодно многочисленные ярмарки: в день Пятидесятницы, 29 июня, 15 августа и 8 сентября.

VIII.

В 20 верст. от ст. Волоколамск и в 14 верст. к с.-з. от уездного города по Старицко-Зубцовскому тракту, при реке Ламе расположено село Ярополец, которое основалось при царе Алексее Михайловиче и представляло собою собственность этого государя, где, по преданиям, находилась его вотчинная контора и зверинец. Затем имение это было подарено азартному политическому игроку гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко в 1684 г. при государе Петре Великом. В звании гетмана он умер в 1698 г. и погребен в с. Яропольце. От него имение перешло к двум поколениям: Гончаровых и Чернышевых-Кругликовых. Переход этот совершился таким образом, что дочь или племянница Дорошенко, Мария, вышла замуж за Загряжского, у которого было три сына, из которых у одного была дочь, вышедшая замуж за Гончарова; на дочери одного из них был женат А. С. Пушкин, который несколько раз посещал Ярополец. Дорошенко был погребен, как гласит предание, с золотою булавою под правым клиросом существовавшей в то время церкви, которой в настоящее время уже нет, - от нее остался лишь каменный столб, поставленный на том месте, где был престол. Вместо той церкви построена Загряжским в 1755 году другая, которая и ныне существует при имении Гончаровых, в расстоянии 1/4 версты от прежней. Над могилой Дорошенко находится часовня, воздвигнутая на четырех каменных столбах, деревянная,

----- <28/29> -----

штукатуренная, крытая железом. Пол внутри часовни выложен камнем, и посреди ее находится большой надгробный камень, длиною 3 аршина и вышиною около 3/4 арш., по которому видно, что П. Д. Дорошенко род. в 1628 г., + 29 ноября, 1698 г. Часовня эта построена в 1848 г. Наталией Ивановной Гончаровой, рожденной Загряжской, матерью Натальи Николаевны Пушкиной.

Из рукописи 1785 г., хранящ. в библиотеке Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, видно, что в с. Яропольце существовал великолепный храм генерала-фельдмаршала графа Захара Григорьевича Чернышева (род. 18 марта, 1722 г., + 29 августа, 1784 бездетным, был женат на Анне Иродионовне Ведель, род. 1744 г., + 9 июля 1830 г.).

У графа З. Г. Чернышева был родной брат граф Иван Григорьевич Чернышев, президент Адмиралтейств-Коллегии, с чином генерал-фельдмаршала по флоту; род. 24 ноября, 1726 г., + 12 февраля, 1797 г. погреб. в палатке Благовещенск. церкви Александро-Невск. Лавры в С.-Петербур.; был женат во 2-м браке на Анне Александровне Исленьевой, + 9 января, 1794 г., погреб. в палатке Благовещенск. церкви в Алекс.-Невск. Лавре, в Спб., от которой имел сына графа Григория Ивановича обер-шенка, род. 1762 г., + 2 января, 1831 г., женатого на Елисавете Петровне Квашниной-Самариной, род. 29 марта 1773 г., + 16 февраля, 1828 г., от которой имел: 1) сына графа Захара Григорьевича Чернышева ротмистра Кавалергардского (декабриста), которому возвращено графское достоинство указом 26 августа, 1856 г., женатого на Екатерине Алексеевне Тепловой, и 2) дочь графиню Софью Григорьевну Чернышеву, род. 28 апр. 1799 г., + 24 июля, 1847 г., которая была замужем за тайным советником Иваном Гавриловичем Кругликовым, род. 13 августа, 1787 г., наследовавший Чернышевский майорат и получил фамилию Чернышева-Кругликова, + 30 октября, 1847 г.

До освобождения крестьян из крепостной зависимости часть с. Ярополец с деревнями составляла майорат графа Чернышева-Кругликова; в этом майорате числилось 2529 душ, 628 двор., 7217 десят. крестьянской земли, а владельческой 1638 десятин.

Другая же часть с. Ярополец принадлежала Александру Артемьевичу Загряжскому, генерал-поручику (28 апр., 1758 г. при увольнении от службы) род. 1716 г., + 1786 г., женатому на Екатерине Александровне NN род. 1720 г. и имевшему детей: 1) Николая, род. 1743 г., + 24 марта, 1821 г., безд. жен. на графине Наталье Кириловне Разумовской (дочь графа Кирила

----- <29/30> -----

Григорьевича Разумовского), род. 5 сентября 1747 г., + 19 марта, 1837 г. Была горбата и отличалась своеобразным умом. Ее рассказы записывал А. С. Пушкин. 2) Ивана 15), генер.-лейт., + 19 дек., 1807 г., и дочерей 3) Екатерину за графом Алексеем Владимировичем Салтыковым, + 1802 г. и 4) Елисавету, род. 1746 г., + 28 декабря, 1831 г., погребена в Духовской церкви Александро- Невской Лавры в С.-Петербурге, бывшая в замужестве за бароном Александром Николаевичем Строгановым, + 16 марта 1789 г., погребен на Лазаревом кладбище Александро-Невской Лавры в С.-Петербурге.

Теперь в Яропольце имеются два имения: Гончаровых и Чернышевых- Кругликовых. В имении графа Чернышева-Кругликова из исторических редкостей находится мраморный памятник, воздвигнутый в память пребывания у графа З. Г. Чернышева 16) Императрицы Екатерины II в 1775 г. и мраморный бюст Дорошенко. Самое название Яропольца, как говорят, произошло от слова "Яровое поле".

В с. Яропольце помещаются: камера земского начальника 1-го уч., волостное правление, почтово-телеграфное отдел., земская школа, больница,


15) И. А. Загряжский имел дочерей: 1) Софью, +, за генер.-майором графом Ксаверием де-Местр (de-Maistre) и 2) Екатерину, фрейлина, род. 14 Марта, 1779 г. + девицею 18 августа 1842 г., погреб. на Тихвинск. кладбище в Алекс.-Невск. Лавре в Спб. Кроме этих 2-х дочерей Иван Александрович имел воспитанницу Наталью Ивановну Загряжскую, род. 22 октября, 1785 г. + 2 августа; 1848 г., погребена в Иосифо-Волоколамском Монастыре; бывшую за Николаем Афонасьевичем Гончаровым (теща А. С. Пушкина). Н. А. Гончаров (умалишенный) + после 1849 г., имел детей: 1) Дмитрия род. 1 мая 1808 г. жен. на княжне Елисавете Егоровне Назаровой, 2) Ивана генер.-майора род. 22 мая, 1811 г. + 19 Октября, 1881 г. погребен в Иосифо-Волоколамском Монастыре; был женат на княжне Марии Ивановне Мещерской +. 3) Сергея род. 11 февр., 1815 г. женат в 1-м браке на Александре Ивановне NN и во 2-м браке на Анне Алексеевне Смирновой и дочерей: 4) Александру, фрейлина (1849 г.). 5) Наталью род. 26 ав. 1812 г. + 26 ноября, 1863 г. бывшая в 1-м браке с 18 февр. 1831 г. за поэтом А. С. Пушкиным, род. 26 мая, 1799 г. + 29 января, 1837 г., а затем во 2-м браке за генералом-адъютантом генерал-от-кавалерии Петром Петровичем Ланским род. 13 марта, 1799 г. + 6 мая, 1877 г. погреб. на Лазаревск. кладбище Александро-Невской Лавры в Спб. и 6) Екатерину +, с 1836 г. за Жоржем Дантес Бар. Геккерен, впоследствии сенатором 2-й Французской Империи.

16) Граф З. Г. Чернышев был Московским генерал- губернатором с 5 февраля, 1782 г. по день кончины 29 авг., 1784 г., при нем впервые в Москве учреждена Канцелярия с незначительным штатом служащих и Управа Благочиния на которую и возложено было обязанности пещись о благоустройстве и благочинии в первопрестольной столице. Правителем Канцелярии у графа был Осип Александрович Поздеев, друг Н. И. Новикова, мистик и масон.

----- <30/31> -----

аптека, квартира полицейского урядника. Торги по пятницам и ежегодно ярмарка в 10-ю пятницу по св. Пасхе.

В 20 верстах от той же станции в д. Ефимьеве, Буйгородск. вол., находится ткацкое заведение Михаила Мартыновича Мартынова, основ. в 1850 г. 60 раб., вырабатывает марли и кисеи.

В 23 верст. от той же станции в д. Рахманове, Буйгородск. вол., находится ткацкое заведение Порфирия Алексеевича Волкова, основ. в 1853 г. 40 рабоч., вырабатывает одеял бумажн., кисеи и марли.

IХ.

Первая за Волоколамском остановка - разъезд "Бухолово" на 135 версте от Москвы. Бухолово в 1625 г., как видно из древних актов, было пустошью и принадлежало роду Татищевых. Ныне Бухолово деревня Волоколамского у., в которой помещаются: Волостное Правление и Земская школа.

Далее на восьмой версте следующая станция будет "Шаховская" Бухоловской волости, Волоколамского у., - 143,7 вер. от Москвы.

В 1903 г. на станцию прибыло грузов 315917 пуд. в этом числе хлебных 240580 пуд. и в 1904 г., - 414531 пуд. в этом числе хлебных 316525 пуд., а отправлено со станции в 1903 г., - 840457 пуд, в этом числе лесных, - 725000 пуд. и в 1904 г., - 1.576680 пуд. в этом числе лесных 1.228690 пуд.

При станции Шаховской имеется отделение Государственной сберегательной кассы.

В селе Черленкове, Серединской волости, Волоколамского у., Московской губ., 1-го стана, в 33 верст. от у. г. и в 10 верст. от ст. "Шаховской", с весны 1899 г. между могилками на сельском кладбище, под одним камнем, до половины вросшим в землю, без всякой надписи, а только с признаком выпуклого креста на верхней стороне, прославилось место упокоения богоугодного человека именем Филипп, затем о Богоугодном человеке забыли на некоторое время.

В 1900 г., в Николин день, 9-го мая, в Черленкове бывает ежегодно ярмарка, куда из окружающих деревень всегда съезжается множество народа. В этом году некоторые вспомнив прошлогодний рассказ о богоугодном человеке, покоящемся на старом кладбище, пошли туда полюбопытствовать. Сначала образовалась куча, а затем она выросла в целую толпу.

Тогда народ бросился к могилке и стал было брать с нее землю. Затем в Черленково со всех сторон потянулся парод. Панихиды шли одна за другой. Все спешили брать землю с могилы: здоровые для

----- <31/32> -----

здоровья, больные в надежде исцеления. Стали говорить, что земля от всего помогает, что ее можно есть, и ее брали и ели, настаивали ею водку и пили и подбавляли в чай.

В Черленкове появились кликуши, слепые, хромые, горбатые, параличные, сифилитики. Приезжали даже из губерний. Распространились слухи о чудесах.

Ждали со дня на день вскрытия мощей. Панихиды служились и в церкви на кладбище.

Изготовлялось и продавалось в один день по несколько тысяч просфор. Уездный свечной склад не успевал поставлять для церкви свечей. Измучились за весну и причт, и сельчане; всех богомольцев не вмещало в себе имеющееся в селе трактирное заведение, и каждая изба обратилась в чайную лавочку, где поили приходящих чаем, продавали съестное, кувшинчики для воды, платочки для земли. Ситный, баранки пекли чуть ли не возами, и все разбиралось нарасхват, при двойных ценах. Наконец, обо всем дошло до сведения, как епархиального, так и светского начальства. Сначала был вызван в Москву старый священник и после опроса устранен от места; затем поручено прокурорскому надзору произвести строжайшее расследование причины слухов, влиявших на массу, и если окажется, что они распространялись с целью получить материальную выгоду, то привлечь виновных к законной ответственности. Но вера в Богоугодного человека не поколеблена, и паломничество простодушных богомольцев в Черленково продолжается по- прежнему.

В 13 верст. от станции "Шаховской" расположено село Середа (Стратилатское) Волоколамского у., Московской губ., при речке Мутне, в 33 верст. от у. г. В селе существуют: Волостное Правление, Министерское 2-х классное училище, квартира урядника, Почтово-телеграфное отделение, земская больница, частная аптека и квартира пристава.

Село это замечательно по хлебной торговле. Здесь ежегодно 8 июня бывает ярмарка.

В 19 верстах от той же станции расположено село Холмец, Серединской волости, Волоколамск. у., Московской губ. До 1897 г. с. Холмец было деревней, а в помянутом году построен изящной архитектуры деревянный храм во имя св. Николая Чудотворца с приделом в честь Воздвижения Креста Господня.

Храм сооружен и отделан внутри усердием крестьянина Карпа Миронова, пожертвовавшего на это доброе дело около 10000 рублей. Иконостас в главной церкви сделан о трех ярусах, а в пределе, находящейся в трапезной, одноярусный. Церковная утварь и облачения, пожертвованные храмоздателем, очень ценные и для сельского храма, можно сказать, даже роскошные.

В селе существует земская школа.


----- <32/33> -----

ПРОТОИЕРЕЙ
Василий Сергеевич Богословский.

ПРОТОИЕРЕЙ Василий Сергеевич Богословский. Семен Никифорович Миловидов. 
Михаил Андреевич Нахалов (с семейством).

Семен Никифорович
Миловидов.

Михаил Андреевич Нахалов
(с семейством).

Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Анкер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Долгом"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет