Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 

Библиотека проекта «Храмы России»

На главную страницу Библиотеки
Учетная карточка документа
Тип оригиналаЖурнал
Название оригиналаЗабайкальские епархиальные ведомости.
Тип документаЗаметка
СсылкаЗабайкальские епархиальные ведомости. Чита, 1918, N1-2-3 (1-15 января - 1(14) февраля), Неофиц. отд., с. 63-72.
ТемаЗабайкальская епархия. События.
Аннотация/ОписаниеЕпархиальная хроника.
Место изданияЧита
Год издания1918
УникальностьМноготиражный
ДоступностьБиблиотечный
ПримечаниеВ связи с большим количеством опечаток в оригинале возможны ошибки в именах и фамилиях.
Разрешение на использованиеХрамы России, 2004
Дата обновления карточки2004-05-20
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида <14/15>. Если в документе перенос слова приходится на конец страницы, то метка ставится после этого слова. Текст приведен к современной орфографии при сохранении пунктуации оригинала. Явные опечатки исправлены.

ЕПАРХИАЛЬНАЯ ХРОНИКА.

Новая областная власть.

В виду переживаемых тяжелых событий и почти полной изолированности Забайкалья от центра России в конце Декабря м. года съездами сельских депутатов, советов рабочих и солдатских депутатов и представителей городов Забайкальской области образована новая областная власть в лице Народного Совета.

В состав Народного Совета вошли следующие лица:

От съезда сельских депутатов: Перфильев, Флегонтор, Шатский, Ваксберг М., Гаврилов, Комогорцев, Вологодский, Шелонин, Степанов, Олекминский, Петров, Афанасьев (от крестьянской секции); Войлошников, Бородин, Бутин, Ткаченко, Козлов, Федоров, Трухин, Литвинцев, Бакмаджанов, Размахнин (от казачьей секции); Жамсарано, Лунбунов, Цыбиков, Богданов, Преловский, Ирдыниев, Рабданов, Магазинер (от бурятской секции).

От съезда советов раб. и солд. депутатов: Соколов,

----- <63/64> -----

Матвеев Н., Малецкий, Фромберг, Ширямов, Дубов, Гольдберг, Пискунов, Дроздов, Верхотуров, Смургис, Резников, Паринов, Казачков, Исаев.

От городов: Колобов, Алко, Завадский, Беляев, Буцанов.

(З. Н.)

Народному Совету в. данное время принадлежит вся полнота власти в области по всем отраслям жизни.

Угроза гражданской войны. 14 и 15 января город Чита пережила тревожные дни. Было получено сообщение о приближении к городу казачьих частей, возвращающихся домой. В виду того, что красная гвардия, подкрепленная прибывшими из Иркутска большевистскими силами, заняла боевые позиции, создалась возможность вооруженного столкновения. Острота положения усиливалась благодаря задержке на ст. Карымской нерчинского казачьего эшелона, вызванного Народным Советом для защиты города.

В течение этих двух дней Народный Совет заседал беспрерывно. Носились самые разноречивые слухи. Так, например, 14-го вечером распространилось тревожное сообщение, что под Кеноном обе враждующие стороны заняли боевые позиций и готовы к бою. К счастью, сообщение это ее подтвердилось. Не всегда имелась возможность проверить нарождающиеся разноречивые слухи, так как железнодорожный телеграф находился в распоряжении штаба красной гвардии. В виду этого Народному Совету пришлось принимать различные меры ощупью.

Навстречу казачьим частям была послана мирная делегация. Задача этой делегации оказалась крайне сложной. Сначала обе стороны заняли непримиримую позицию и казаки, и красная гвардия требовали полного разоружения враждебной стороны. Однако ж соглашение между враждующими

----- <64/65> -----

сторонами было, наконец, достигнуто, гражданская война была предотвращена.

(З. Н.)

Светская школа. В минувшем Декабре месяце в Чите состоялся делегатский съезд учителей начальных школ области. На съезде, между прочим, обсуждался неизменно "Текущий момент", вопрос об единой школе и о светской школе. По словам "Забайк. Рабочего", вопрос о светской школе после "текущего момента" явился вторым гвоздем съезда. Ставился он определенно впервые. После весьма продолжительных прений принимается единогласно следующая резолюция:

Принимая во внимание,

1) что борьба за школу есть в то же время борьба за влияние на ход политической жизни страны;

2) что история культурных народов определенно указывает на неизбежность введения в государстве светской школы, как единственно отвечающей потребностям демократического государства, Забайкальский областной съезд организованного учительства не только высказывается за безусловно светскую школу, но и за активное проведение этого принципа в жизнь, для чего намечает следующие практические шаги:

1) все школы духовного ведомства со всем их имуществом движимым и недвижимым, не перешедшие еще в ведение Мин. Нар. Просвещ., должны быть переданы немедленно последнему.

2) в частности, в Чите все учебные заведения духовного ведомства (напр., духовная семинария и др.) - должны перейти в ближайшем будущем в ведение города и земства;

3) временно до полного преобразования школы в светскую, рекомендовать учителям народных школ брать преподавание

----- <65/66> -----

"закона божия", где это возможно, в свои руки;

4) употреблять уроки "закона божия" на преподавание истории религий, воспитательного чтения, гражданствоведения и др. предметов.

В связи с принятой резолюцией о светской школе возникает вопрос: могут ли быть священники-законоучителя членами Учительского Союза. До сих пор они, как "учащие" могли входить в состав Союза. Съезд единогласно постановляет - исключить всех священников-законоучителей из Союза.

(З. Р.)

Очевидно, настало для духовенства время выйти из своей инертности и выяснить на местах жилищем {Sic! желание - ХР} народа к новой "светской" т.е. совершению безрелигиозной школе...

Новая областная власть. 3 Февраля с. г. власть от Народного Совета перешла к совету рабочих, казачьих и солдатских депутатов. 4 Февр. по городу расклеено такое объявление.

16-го сего февраля (нов. стиль) Совет Рабочих, Казачьих и Солдатских депутатов, принял всю полноту высшей революционной власти в области в свои руки. Воля революционных казачьих войск Забайкалья, угроза для области со стороны семеновщины и отсутствие твердой власти, способной на решительные мероприятия в дни настоящего тяжелого экономического положения, поставили организацию трудового народа - Совет - перед необходимостью возвысить свой голос в сторону утверждения революционного порядка.

Советь депутатов не мог спокойно смотреть на растущую контрреволюцию и на усиливающуюся разруху в области, с чем, так называемый, Народный Совет не в силах был справиться.

----- <66/67> -----

В задачу новой власти, составленной из представителей пролетариата, трудового казачества и солдат, входит:

1) всемерная беспощадная борьба с покушениями на революционные завоевания, как исходящими от Семенова, так и от других лиц в городе и вне его,

и 2) организация политической и экономической жизни на началах, возвещенных октябрьской революцией.

Объявляя об этом, Комитет советских организаций призывает товарищей рабочих, казаков, крестьян, солдат и все население сохранять полное спокойствие, оказывать назначенным комиссарам всяческое содействие в их деятельности. Служащие казенных и общественных учреждений приглашаются оставаться на своих местах. Насилий ни к кому Комитет не допустит. С лицами, не подчиняющимися новому революционному органу, будет поступлено по всей строгости законов Советской власти.

Телеграмма. Преосвященному Мелетию владыкой Ефремом прислана телеграмма следующего содержания: "Собор открылся двадцатого. Патриарх объявил Церковь гонимой, предал анафеме гонителей, призвал верующих защите и мученичеству. 28 января было всенародное моление: красная, Воскресенская площади, прилегающие улицы переполнены молящимися как пасхальную утреню. Настроение восторженное".

Храмовой праздник учительской Семинарии. 30 января в день храмового праздника в Учительской Семинарии преосвященный Мелетий совершил литургию в домовой Трехсвятительской церкви. Обычно в этот день присутствовало незначительное число богомольцев. Ныне же верующий народ, встревоженный вестью о прекращении преподавания Закона Божия и возможностью закрытия самого храма, заполнил храм, как в Христовскую заутреню, сам

----- <67/68> -----

пропел всю литургию и молился с слезами умиления. Ясно, как тепла вера народная, как любит народ Божий храм в учебном заведении и ценит его. Ясно, что этого не видят и не слышат выступившие теперь строители повой жизни.

Здание Духовной Семинарии новой властью на днях реквизировано для нужд военно-революционного Штаба.

Троицкосавск. В Серафимовском Епарх. отделении Епархиального Братства. День празднования 2 января покровителя отделения Братства св. преподобного Серафима Саровского был отмечен следующим образом. Чрез напечатание в местных агентских телеграммах члены, сочувствующие делам Братства, были оповещены приглашением, причем каждому члену таковое же приглашение послано особо. Всенощное бдение и литургия совершались в Успенской церкви, где находится икона св. преподобного Серафима, освященная в 1903 году, в день открытия мощей его в Саровской пустыни одним из священников этой церкви в присутствии паломников-троицкосавцев. Пред молебном сказано слово о значении деятельности церковных братств в настоящий момент государственной и общественной жизни. После литургии в приюте Отделения был отслужен молебен и освящена выписанная праздничная икона покровителей Братства св. преподобного Серафима и св. Кирилла и Мефодия, учителей славянских. Молебен совершал свящ. о. Александр Чернышев с соборным диаконом А. Лукьвяненко. Остальные священно-церковнослужители участвовали в пении. После молебна состоялось общее собрание членов Отделения, председатель которого был избран местный инспектор нар. уч. С. А. Успенский. По объявлении собрания открытым свящ. о. Ал. Чернышевым было предложено чтение "о деятельности женщин в православном приходе". Затем свящ. Викт. Парняков произнес

----- <68/69> -----

слово (печатаемое ниже) о любви Спасителя нашего к детям, что главным образом, говорил он, и поступило основанию приюта. После чего всеми присутствующими было пропето "Тебе Бога хвалим". Собрание ознакомлено о состоянии средств Отделения и о жизни приюта за шестимесячное существование. Было также ознакомлено с постановлением священного Собора в производстве 5-7 января сбора пожертвований на восстановление кремлевских в Москве храмов, пострадавших во время междоусобной брани. Пять членов Отделения выразили принять на себя труды по сбору, которым и постановили выдать подписные листы. Собрание закончилось пением: "Достойно есть". После чего смотрительницей приюта была предложена скромная трапеза.

Произведенный за богослужениями в Успенской церкви обычный сбор на образование фонда, так называемой "Серафимовской лепты" дал 70 руб. и кроме того пожертвовано некоторыми членами 22 руб.

По-видимому, Отделение Братства встретило отклик в местном обществе. Так к празднику Рождества Христова в приют были пожертвованы: торт, печенье, конфекты, чай и колбасные припасы. Курсистка Вол. Осип. Кухарева устроила детям на собранные ею средства елку и на святках уделяла много времени развлечению сирот.

Откликнулись также на призыв Отделения Братства и некоторые причты сельских церквей, о собранных пожертвованиях которыми будет опубликовано особо.

Слава Всевышнему, вся во благо наше устроящему.

Касса взаимопомощи. Забай. Епарх. Попечительство о бедн. дух. звания приступило к организации Епарх. кассы взаимопомощи, устав которой был напечатан в последнем N Епахр. Ведомостей. Необходимо духовенству по детальном ознакомлении с уставом принять живейшее участие в кассе,

----- <69/70> -----

так как с состоявшимся отделением церкви от государства надеяться духовенству совершенно не на кого в деле своего материального обеспечения.

Духовно-учебн. заведения. Занятия в женском Епарх. училище с 20 янв. возобновились. Училище, благодаря находчивости и распорядительности администрации, несмотря на дороговизну жизни, обеспечено пищей и топливом. Не так, к сожалению, обстоит дело с духовн. училищем и семинарией... Ученики распущены по домам до мая, а скорее всего навсегда, так как неуменье использовать новое здание Семинарии в интересах епархии, надо полагать, повлечет полную утерю его епархией, Некоторые учебн. заведения г. Читы и общественные учреждения уже предпринимают меры к приобретению здания.

Новый стиль. Декретом Совета Народн. Комиссаров в целях установления одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени постановлено ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь, в силу чего первый день после 31 января с. г. считать не первым, а четырнадцатым, и так далее. В докладной записке к декрету о введении нового календаря, между прочим, говорится следующее. Польза, которую принесет замена Юлианского календаря принятым почти во всем мире Григорианским, с точки зрения международного общения настолько велика и разнообразна, вместе с тем настолько очевидна, что обосновывать ее нет никакой надобности. Достаточно сказать, что Григорианский календарь уже при прежнем режиме был принят в военном и коммерческом флоте, употребляется в различных случаях прежними министерствами иностранных дел, финансов, путей сообщения и внутренних дел, а равно при астрономических и метеорологических наблюдениях. Вопрос о введении в России нового стиля, возбуждавшийся не раз и

----- <70/71> -----

бывший довольно близко к разрешению еще в 1830 году, может быть рассматриваем с четырех точек зрения: церковной, астрономической, юридической и экономической. Для церкви введение нового стиля связано с исчислением дней передвижных праздников, главным образом Пасхи и отношениям между православной и католической церквами. Что касается исчисления праздников, то давно уже авторитетные представители церкви указывали, что переход к другому календарю не нарушает канонов. Основным препятствием было опасение, что ведение Григорианского исчисления будет истолковано, как уступка православия католичеству. Ныне, при изменившихся политических обстоятельствах, не может быть речи о каких-либо посягательствах со стороны католичества по отношению к православию, так что это препятствие отпадает. Само собой очевидно, что для демократии современной России, стоящей на точке зрения отделения церкви от государства, о церковной стороне вопроса совершенно не может быть речи.

При твердом намерении советской власти не вмешиваться в дела самоуправляющейся церкви, вопрос рассматривается исключительно с точки зрения светской при полном предоставлении церкви решить вопрос об одном или двух стилях, как она для себя признает желательным. Забайк. Народн. Совет, соглашаясь с введением в Области нового календаря, постановил до 1 июля с. г. писать новую и старую дату, а с 1 июля писать только по новому стилю.

Комитет по народному образованию при Забайк. Народн. Совете в заседании своем от 2 февр. постановил преподавание З. Б. в школах с 1 марта с. г. прекратить, удовлетворив законоучителей жалованьем за 6 месяцев и предоставив право тем из законоучителей, которые выслужили пенсию, воспользоваться ею. Окончательная санкция этого постановления принадлежит Народному Совету. Верующая народная

----- <71/72> -----

масса очень встревожена таким постановлением. Поступает много приходских приговоров об отмене такого решения.

Всероссийский Церковный Собор в двадцатых числах января возобновил свои заседания. Члены собора от Забайк. Епархии в ближайшее время снова выезжают в Москву. Преосвященный Мелетий присутствование на соборе вместо себя поручил преосвященному Ефрему, которому центральной церковной властью, по слухам, обещана кафедра викария в России.

"Епархиальные ведомости". Непомерное повышение цен на бумагу и типографские работы (с 30 р. на 110 р. за лист) вынуждает Редакцию Епарх. Вед. выпускать Ведомость в виде соединенных NN, чтобы иметь возможность продолжить издание до очередного Епарх. съезда, которому и предстоит решить вопрос: издавать ли в дальнейшем Ведомости и на какие средства. В виду того, что подписная цена на все газеты и журналы поднялась до невозможности (с 7-8 р. на 30 и 40 р. в год) и выписка их для духовенства является непосильной, Редакция предполагает более полно поставить отдел "из газет и журналов" в целях наиболее всестороннего освещения текущих событий и явлений политич. и общественной жизни.

Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Римский ордер"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет