Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 

Библиотека проекта «Храмы России»

На главную страницу Библиотеки
Учетная карточка документа
Тип оригиналаКнига
Название оригиналаКраткое историческое описание Смоленского кафедрального собора.
Тип документаПолное воспроизведение
СсылкаКраткое историческое описание Смоленского кафедрального собора. Смоленск, 1912, 16 с.
ТемаСмоленск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. История. Описание.
Место изданияСмоленск
Год издания1912
Издание/ИздательТипография П. А. Силина
УникальностьМноготиражный
ДоступностьБиблиотечный
Разрешение на использованиеХрамы России, 2004
Дата обновления карточки2004-09-23
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида <14/15>. Если в документе перенос слова приходится на конец страницы, то метка ставится после этого слова. Текст приведен к современной орфографии при сохранении пунктуации оригинала. Явные опечатки исправлены.
См. титульный лист

КРАТКОЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

СМОЛЕНСКОГО

КАФЕДРАЛЬНОГО

СОБОРА.







СМОЛЕНСК.
Типография П. А. Силина.
1912 г.


Кафедральный Успенский Собор.


Смоленский кафедральный Успенский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий, как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью. Чудным величием и грандиозными размерами собор всецело обязан царю Алексею Михайловичу, который после окончательного присоединения Смоленска и его области к составу русского государства, повелел воздвигнуть здесь, на прежнем рубеже своего царства, достойный памятник, внушительно свидетельствующий, что в данной местности всегда будет господствовать православие, а вместе с ним русский царь, русский народ и русский дух. Дорог собор для смолян, но не одною своей красотой и внешним

----- <1/2> -----

своим величием: он дорог, как памятник, повествующий, что Смоленск, некогда отторженный насилием, возвращен любовию; дорог он, как победный венец, царскою рукою возложенный на главу многострадального города Смоленска, не раз превращавшегося за время своей тысячелетней истории в груды пепла и развалин, омытых слезами и кровью, осыпанных стрелами и ядрами, но в особенности он дорог, как хранитель святой чудотворной иконы Божией Матери - Одигитрии, именуемой Смоленской.

Прежде чем приступить к описанию теперь существующего Смоленского Собора, уместно вкратце изложить исторические сведения о прежде бывших соборах. В 1077 г. Смоленский удел достался Владимиру Мономаху. Время княжения своего в Смоленске Владимир Всеволодович обессмертил построением в нем соборного храма в 1103 году в честь Успения Богоматери. Новоустроенному собору Мономах принес в дар чудотворную икону Божией Матери - Одигитрии. Построен он был на этой же горе, недалеко от того места, где стоит теперешний собор. Этот первый каменный храм существовал до времени взятия Смоленска Сигизмундом III, королем Польским, в 1611 году. При взятии Смоленска, 3 Июня 1611 г., собор с затворившимися в нем гражданами, был взорван. На месте разрушенного собора, по приказанию Сигизмунда, построен был католический костел,

----- <2/3> -----

а вблизи его дом для католического бискупа. Католический собор существовал недолго. С возвращением Смоленска под власть русских государей окончилось и его существование. Царь Алексей Михайлович повелел обратить католический костел в православный храм; но этот собор не соответствовал ни чувствам православного народа, ни величию совершившихся событий. А потому, как только улучшились обстоятельства, смоленские архипастыри начали заботиться о построении нового величественного собора.

Благочестивый царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону, кроме денег 2 тысяч рублей 1) и материалов 2), план для построения Успенского собора и назначил искусного мастера Королькова. 2 Августа 1677 года собор был заложен, и работы шли быстро, но с 1679 г. работы по постройке собора должны были приостановиться и надолго. Мастер Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальными


1) Сумма эта, по тому времени, была весьма значительная, что можно видеть из следующего расчета: за 1 т. кирпичей платили 50 к., за дубовые брусья мерой в 3 саж. - 2 коп., за чан в 300 ведер по 1 руб., за воз песку по 1 денежке, работникам, копавшим рвы для фундамента, по 3 коп.

2) От казны было отпущено: 399 п. железа, 700500 кирпича, 2000 дубовых брусьев по 9 арш., 3 чана по 300 вед., 9 бочек и 5 ушатов.

----- <3/4> -----

стенами, и когда стали выводить стены выше круглых окон, то алтарь отделился сверху до фундамента от стен северной и южной, вследствие чего последовало распоряжение о прекращении работ. В 1712 году старанием преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом, чтобы предотвратить опасность, алтарь против прежнего плана уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошла несоразмерность между длиною и шириною алтаря. Преосвященный Гедеон, вступив на паству в 1728 г., принял решительные меры к окончанию собора: на собранные 30 тысяч рублей он вывел верх собора, завенчал его 7 главами, украсил стены и столпы иконной живописью и 13 Августа 1740 г. освятил собор. Но непрочность постройки собора, особенно в сводах, скоро обнаружилась, так что преемник Гедеона, преосвященный Парфений, прибыв в Смоленск в 1761 г., застал большой купол каменный совсем провалившимся. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 р., кроме того сам преосвященный собрал пожертвований до 45 тысяч руб. На эти суммы преосвященный Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и украсил его великолепно. Вместо 7 глав сделано было 5 новых, отчего хотя и нет полной симметрии в их расположении, но зато устроены они прочно;

----- <4/5> -----

вместо большого каменного купола обвалившегося сделан был деревянный с позлащенной главой. Под верхними сводами, для их укрепления, протянуты сквозь стены железные связи. Вблизи собора, на северо-западном углу устроена двухэтажная колокольня, уставленная совне колоннами; для нее изготовлены колокола: один в 1000 пудов, другой в 450 пудов и несколько меньшего веса; собор и площадь около него, а равно архиерейские палаты, обнесены толстыми каменными стенами. Заново отделанный собор освящен был вторично преосв. Парфением 13 Сентября 1772 года. Высота собора от основания до креста 32 саж. 2 арш., длина 24 саж. 2 арш., ширина 19 саж.; внутри его - от западных дверей до алтаря 16 саж., и от северных до южных 16 саж.; толщина стен внизу свыше 1 сажени. Сравнительно с Московским Успенским собором он почти вдвое больше. Резной иконостас, сооруженный ко дню освящения, в стиле барокко, 14 саж. вышины и 13 саж., исключая царские двери, ширины, работал в течение 10 лет малоросс Сила Михайлов с 3 помощниками за 1000 руб., а иконы писал также в течение десяти лет малоросс Трусицкий с 12 помощниками за 2500 рублей.

Во время нашествия французов в 1812 г., собор благодаря своему великолепию, а также ходатайству приснопамятного историка Смоленского, священника Мурзакевича, остался невредимым.

----- <5/6> -----

Гордый завоеватель, Наполеон I, при входе в храм так поражен был его величием, что снял шляпу и дал приказание поставить стражу для его охраны; это распоряжение исполнялось до обратного похода из России французов. С течением времени позолота иконостаса потускнела и во многих местах стерлась, живопись потемнела, крыша обветшала. В 1820 г. преосвящ. Иосиф нашел необходимым поновить собор, и по его ходатайству отпущено было казенных сумм 72445 р. и собрано пожертвований 4500 р. На эти деньги возобновлена была позолота иконостаса, исправлена живопись на иконах, расписаны стены, позолочены главы и сделана новая крыша. 4 Сентября 1832 года Император Николай I при своем посещении Смоленска пожаловал на окончательную отделку собора 10000 руб., и работы были закончены при преосвященном Тимофее.

В 1857 и 1858 г. была возобновлена живопись на стенах и тогда же устроена площадка с чугунной решеткой у чудотворной иконы и часовня на главном входе.

В 1886 г. вновь вызолочены царские врата, сень над престолом и горнее место. В 1888 г. укреплены своды и устои в подвальных частях собора, а также подведен каменный фундамент под иконостас вместо деревянного, и тогда же заново написаны Московским художником Морозовым

----- <6/7> -----

большие иконы у пилонов и стен собора.

В 1898-9 годах собор заботами преосвященного Никанора обращен в теплый: устроено паровое отопление, на что израсходовано до 25000 руб., и в том числе Всемилостивейше пожертвованных 10000 рублей.

Собор имеет два престола: главный - в честь Успения Божией Матери и придельный - в честь Божией Матери - Одигитрии. В первом ярусе иконостаса помещены иконы направо от царских врат: Спасителя, Успения Божией Матери, Рождества Христова, Сретения Господня 1) и муч. Меркурия; по левую сторону иконостаса - Богоматери, Крещения Господня, Введения во храм, Иоакима и Анны с цветущими ветвями в руках, над ними изображена св. Дева, осеняемая славою Бога-Отца, Препод. Авраамия. Далее, по стенам и на колоннах, поддерживающих хоры, поставлены изображения в огромных резных золоченых рамах, с южной стороны: от иконы св. Меркурия - св. муч. Игнатия Богоносца, рядом, за плащаницей св. Петра Александрийского, преп. Антония Великого, св. Николая Чудотворца и нагорной проповеди, с южной стороны от иконы св. Авраамия - Поликарпа, еп. Смирнского, рядом, за плащаницей, Парфения, еп. Лампсакийского, пр.


1) Придельный храм Успенского собора первоначально был освящен в честь Сретения Господня, а затем, по просьбе граждан, освящен в честь Одигитрии.

----- <7/8> -----

Евфимия великого, св. вел. муч. Георгия и 40 муч. На четырех столпах, утвержденных посредине храма, след. изображения: у 1 столпа (с правой стороны иконостаса) помещена Чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, пред которой сделано особое возвышение с двумя чугунными лестницами; на завороте столпа к северу - икона Григория Неокесарийского, против правого клироса - св. Иоанна Милостивого, а на завороте - св. Григория, еписк. велик. Армении; у второго столпа (с левой стороны иконостаса) - св. Архистратига Михаила, на завороте к северу - Архангела Гавриила, против левого клироса Архан. Уриила; у третьего столпа (справа от западных дверей) - патр. Авраама и трех странников, св. вел. муч. Димитрия Солунского, св. Пантелеимона; у четвертого столпа - Спасителя, проповедующего в Назаретской синагоге, св. муч. Екатерины и св. муч. Феклы. У правого клироса поставлено, в виде кафедры с сенью, архиерейское место, украшенное резьбою с позолотою, а напротив его утверждена на колонне осмигранная кафедра для проповедников. Стены, не занятые иконною живописью, расписаны фресками, из них большого размера три: на стене ризницы - изображение притчи о браке царского сына, на стене усыпальницы - изображение горнего Иерусалима и вверху главного купола - Сошествие св. Духа на апостолов.

----- <8/9> -----

При входе в храм, направо от западных дверей, помещается ризница собора; в этом отделении храма покоится прах последнего митрополита Смоленского Варлаама Косовского (1720-1721 г.). По смерти его прекратился титул митрополитов Смоленских. Налево от западных дверей помещается общая усыпальница Смоленских архипастырей; отсюда же и ход на хоры. В этом отделении погребены: 1) Гедеон (Вишневский) (1728-1761 г.), много потрудившийся по устройству собора, 2) Парфений (Сопковский) (1761-1795 г.); он завершил устройство Успенского собора и украсил его; старанием еписк. Парфения устроен и каменный Богоявленский собор и новый двухэтажный архиерейский дом. При нем окончены почти все теперешние каменные церкви Смоленские: Воскресенская, Рождества Богородицы на Рачевке, Крестовоздвиженская, Преображенская, Благовещенская, Окопская, Ильинская, Казанская и надворотная Богоматерская. Благодаря необыкновенной щедрости на благоукрашение храмов и нищелюбию, у пр. Парфения не осталось никаких средств, 3) Димитрий (Устимович), с 1795-1805 г., отличавшийся любовью к занятиям богословской наукой, 4) Иоанн (Соколов) с 1866-1869 г., доктор богословия, знаменитый церковный проповедник и канонист. Внутри храма, около усыпальницы, покоятся епископы: Иосиф (1874-1881 г.) и Митрофан (1899 г.). Для соответственного величине храма

----- <9/10> -----

освещения сделаны два ряда окон - продолговатых и круглых; первых 14, мерою 10½ ар. в высоту и 4 ар. в шир., вторых 16 по 7 ар. в длину и ширину.


Достопримечательности собора.

Главная достопримечательность Смоленского собора - св. чудотворная икона Божией Матери - Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленско. областью, но и всей православной Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою, по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанной.

По свидетельству Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V веке. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава - Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, пред смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского

----- <10/11> -----

удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г. Доска, на которой написана икона, очень тяжелая и от времени так почернела, что трудно определить, из какого дерева она сделана; вышиною она 1 ар. 2 верш., шириною 14 вер. Во время нашествия татар на Смоленскую область, Богоматерь призвала св. воина Меркурия спасти город, и в память своего избавления смоляне установили празднование 24 ноября. В начале XV в. Смоленский князь Юрий (Юрга) Святославич отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 с лишком лет, в 1455 г., в. к. Василий Васильевич, по просьбе смолян, возвратил им св. икону. В 1672 году преосвящ. Варсонофий отвозил св. икону в Москву для поновления, и по возвращении оттуда она не оставляла Смоленск до 1812 года. Во время осады Смоленска Сигизмундом, св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками - в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. В 1672 г. св. икона была поновлена в Москве, куда ее отвозил сам преосв. Смоленский Варсонофий. 1812 года, 4 августа св. икона вынесена была из собора и отправлена в

----- <11/12> -----

Москву, а затем в Ярославль, откуда была возвращена 25 декабря.

Из прочих икон собора замечательны по древности:

2) Икона Владимирской и Иерусалимской Божией Матери, первая из них принесена была из Москвы в 1455 г., а вторая - неизвестно когда.

3) Икона древней живописи св. чудотворцев Смоленских и Ярославских князя Феодора Ростиславича Чермного и его сыновей Давида и Константина. В настоящее время, в качестве драгоценного памятника, эта икона хранится в соборной архиерейской усыпальнице.

4) Икона Успения Божией Матери над царскими вратами, в золотой ризе с жемчугом; точная копия Киево-Печерской иконы.

5) Старинный образ Спасителя, присланный из Москвы вместе с надворотной иконой Божией Матери для установки в новоотстроенной крепостной стене над Никольскими воротами.

6) Старинная плащаница, шитая шелком, размером 2½x4 ар., с вышитыми вокруг лицами апостолов и праведников, сбоку, у ног Спасителя, сделана вязью надпись: "Во славу святыя Живоначальныя Троицы и Пресвятой Матери честнаго и славнаго Ея Успения, в лето 7069 (1561 г.) при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче вся России и преосвященном Макарии митрополите, дан бысть сей

----- <12/13> -----

воздух в церковь Божия и Пречистыя Богородицы Успения благоверным князем Владимиром Андреевичем, благоверною материю его князя Андрея Ивановича княгинею Евфросиниею на честное поклонение всему православному крестьянству и по моей матери, княгини Евфросинии, на вечный поминок, ныне и во веки. Аминь".

Эта плащаница по древности, по чистоте отделки и необыкновенной трудности работ, по справедливости, должна считаться драгоценною редкостью. В 1812 г. она была похищена французами из Москвы, затем была отбита у французов русским отрядом и подарена в Смоленский Успенский Собор, где и установлена в особой раме под стеклом, у левого от входа столпа. По углам главных столпов собора стоят воинские знамена, принадлежавшие дружинникам Смоленского ополчения в крымскую кампанию 1853-1855 годов.

В соборе находятся шлем и железные сандалии св. воина Меркурия, Смоленского чудотворца, спасшего Смоленск от нашествия татарского. Эти доспехи находятся пред иконой св. Меркурия в конце иконостаса на правой стороне. Прежде имелось и копие мученика, но в 1812 г. оно было похищено французами.

Из церковной утвари обращают на себя внимание: а) серебряный напрестольный ковчег в один пуд, неизвестно кем пожертвованный; б) серебряное вызолоченное евангелие в

----- <13/14> -----

2½ пуд., напечатанное в 1684 г. при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и при патриархе Иоакиме, замечательное по величине букв и чистоте печати; в) подобного же размера евангелие, серебряное, позлащенное и украшенное зелеными камнями, печатано в 1759 г. в царствование императрицы Екатерины Петровны, весу в нем около двух пудов; г) евангелие в серебряном изящном окладе, унизано стразами и разноцветными камнями, печатано в 1786 г., сооружено для Богоявленского собора, почему на нем имеется изображение Богоявления; д) сосуды из чистого золота и такой же крест, украшенный драгоценными камнями, сооружены тщанием преосв. Парфения; е) сосуды серебряные, вызолоченные и осыпанные драгоценными камнями, пожертвованы Императрицей Марией Феодоровной в 1814 г. В хранящемся при них рескрипте Императрицы на имя Смоленского епископа Иоасафа сказано между прочим, что такими священными дарами Императрица желала выразить благоговейную признательность к Всевышнему Творцу за чудесное спасение России и всей Европы; ж) сосуды серебряные с чернью, художественной старинной русской работы; з) большой сребро-вызолоченный потир с прибором, серебряный ковш для теплоты с орлом на рукоятке, и большое серебряное блюдо - все от времен Иоанна Васильевича IV-го. На блюде сделана чеканкой следующая надпись: "Божиею милостию Государь Царь и

----- <14/15> -----

Великий Князь Иван Васильевич всея России, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, Государь Псковский, великий князь Смоленский, великий князь Тверской, Югорский, Пермский, Вяземский, Болгарский и иных". По преданию, все эти сосуды, а также и серебряные суповые чаши, из которых сделаны висячие подсвечники пред иконостасом, пожертвованы в собор царем Алексеем Михайловичем; и) напрестольный крест и сребро- вызолоченный кубок, похищенные поляками в 1611 г. и возвращенные в собор в 1864 г. начальником северо-западного края, генералом М. Н. Муравьевым.

Кроме указанных достопримечательностей и ценностей в Смоленском соборе, в ризнице, хранится несколько старинных пелен и воздухов, а также богослужебные книги печати прошлого и запрошлого столетий.

На наружной стене собора в память 300-летия мужественной обороны Смоленска при нашествии в 1611 г. Сигизмунда и в прославление доблести мучеников - граждан, своей кровью и смертью отстоявших целость и независимость государства российского, установлена чугунная доска с следующею надписью:

"У нас, у всякаго инока, служилых и ратных людей, дан обет во храме Пресвятыя Бородицы, чтоб всем нам помереть за истинную веру православную и за святыя божия церкви и

----- <15/16> -----

за тебя государя, царя и великаго князя и за твое крестное целование (из челобитной смолян московскому государю 1609 г.). - Смоленскому архиепископу Сергию, воеводам Михаилу Шеину, князю Петру Горчакову, доблестным воинам и погибшим под развалинами взорванного древнего Мономахова собора 3 июня 1611 г. гражданам-мученикам вечная память. - Упорным сопротивлением Смоленск, задержав поляков, дал возможность собраться всей земской Руси и тем спас Москву и все государство в смутную пору".

Богоявленский теплый собор построен в 1784 г. преосв. Парфением; престолов в нем два: - главный во славу Богоявления Господня, придельный в честь мучен. Меркурия. Царские врата в иконостасе были вылиты из серебра, весом в 3 п. 10 ф.; в 1812 г. одна половина их была разбита в куски, по изгнании французов царские врата были сделаны вновь из серебра, весом в 2 п. 36 фунтов.


Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Небо"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Троицы Живоначальной в Частоостровском"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет